- 22 сентября 2009
- 16:50
- Распечатать
«Соберитеся, на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия»
21 сентября празднование Рождества Пресвятой Богородицы соединено с праздником в честь Почаевской иконы Божией Матери. В 2009 году отмечается юбилейная дата - 450-летие явления Почаевского образа в Волынском крае, на юго-западе Руси.
Мария Розинская - специально для Седмица.Ru
О пребывании в Киеве чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы
21 сентября Православная Церковь отмечает великий праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Но на этот день также приходится и празднование в честь одного из наиболее почитаемых чудотворных образов Божией Матери - чудотворной Почаевской иконы. В 2009 году отмечается юбилейная дата - 450-летие явления Почаевского образа в волынском крае, на юго-западе тогдашней Руси.
Почаевская святыня, прославившаяся за четыре с половиной века многочисленными чудесами и исцелениями, пришла на Западную Украину скромно и почти по-домашнему. Ничто тогда не свидетельствовало о ее чудотворной силе и не предвещало будущую почти мировую славу. Тогда, в далеком 1559 г., через западноукраинские области возвращался из Москвы в Константинополь греческий митрополит Неофит. Проезжая Почаев, он остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской. Легенды умалчивают, как именно принимала греческого архиерея знатная помещица. Но память о ее гостеприимстве живет уже на протяжении нескольких веков, так как именно в благодарность за радушный прием почетный гость подарил хозяйке на память образ Пресвятой Девы византийского письма, впоследствии прославившийся дивными чудотворениями...
Поначалу икона находилась в домашней молельне дома Гойских в деревне Орля близ Почаева. Но постепенно Гойские и их слуги стали замечать, что по ночам икона излучает таинственный свет, подобный столпу огня. А вскоре от греческого образа произошло и первое чудо. Помолившись по совету сестры перед образом прозрел слепорожденный брат Анны Гойской, Филипп Козинский. Удивившись произошедшему, Анна сочла себя недостойной хранить чудотворную икону в своем доме, и, заказав для образа богатую ризу, около 1597 года она пожертвовала икону инокам, жившим на Почаевской горе. В своем завещании Анна Гойская писала о почаевских монахах как о «людях добрых, набожного жития, не иного исповедания, как греческого, подчиненных восточной церкви». На поросшей лесом Почаевской горе в пещерах иноки проживали еще с XIII века. Считается, что они появились здесь после разорения в 1240 г. ордами Батыя первопрестольного Киева. Уцелевшие во время штурма монахи ушли в глухие волынские леса и на безымянной горе, получившей название Почаевской в память о речке Почайной, в которой святой равноапостольный князь Владимир в IX веке крестил киевлян, заложили Свято-Успенский скит в память о разрушенной ордынцами киевской Свято-Успенской Лавре. В середине XIV века это место благословила Пресвятая Богородица, явившись двум инокам и пастуху в огненном столпе. В свидетельство об этом явлении на известковом камне остался след Ее правой стопы - древнейшая из почаевских святынь. После чуда рядом забил целебный источник, который наполняет стопу целебной водой. Вместо первоначальной небольшой церкви над горой, стопой и пещерами первых иноков со временем возвысился огромный Успенский собор, который виден за многие километры. Именно в этом монастыре и стала находиться чудотворная греческая икона, получившая наименование «Почаевская». Считается, что образ появилась в Почаевском монастыре 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому) и пребывает в здесь уже более 400 лет... Кроме появления в обители чудотворной иконы Божией Матери, расцвету монастыря способствовала деятельность его игумена, великого подвижника Православия преподобного Иова Почаевского.
Сейчас Почаевская икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви. Она известна всему православному миру - ее почитают не только на Украине, но и в России, в балканских странах, Болгарии, Сербии, Боснии, а даже в католических странах Австрии и Польше, так как наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. Чудеса, проистекающие от святого образа иконы, неисчислимы. Свидетельства о некоторых из них хранятся в монастырских книгах и сообщают о разнообразной помощи, которую оказывает Пресвятая Дева по молитвам верующих, избавляя их от неизлечимых недугов, освобождая из плена, вразумляя грешников и совершая многие дивные чудеса...
Икона, дарованная Анной Гойской, была небольшой - шесть с четвертью вершка в высоту и пять с осьмушкой в ширину, написана темперой древним византийским письмом на липовой доске. Пресвятая Богородица представлена на чудотворном образе нежно приклонившей Свой лик к Сыну, Которого держит на правой руке. В левой руке у Нее плат, покрывающий ноги Младенца. Поднятой десницей Иисус благословляет всех, для кого Он - Путь, Истина и Жизнь. Венчают Спасителя и Божию Матерь короны, окруженные сиянием. По обеим сторонам образа и внизу - небольшие изображения святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраамия, великомученицы Екатерины, мучениц Параскевы-Пятницы и Ирины. В 1866 г. для иконы изготовили ризу из золота, которую инкрустировали драгоценными камнями. С тех пор чудотворная пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. На более поздних списках иконы внизу обычно пишется стопа Богородицы.
Через 450 лет после поездки греческого митрополита, 13 сентября 2009 г., чудотворную Почаевскую икону Божией Матери торжественно встречал Киев. Уже с утра к вокзалу, на который в середине дня должна была прибыть великая святыня, стекались как жители украинской столицы, так богомольцы и паломники из других городов и государств. После торжественной встречи крестный ход, в котором приняли участие около 10000 человек, пронес икону по центральным улицам Киева и доставил в Свято-Печерскую Успенскую лавру, где святыню встречал митрополит Киевский и всея Украины Владимир. До вечера икона находилась в трапезном храме Лавры, а вечером ее перенесли в церковь Всех Святых, находящуюся на месте строительства будущего Свято-Воскресенского кафедрального собора. Более недели икона пробудет в Киеве, а 22 сентября направится в далекие западные пределы - Канаду, чтобы поддержать и укрепить в вере многочисленных православных славян, проживающих на северном американском континенте. После заграничного путешествия 11 октября святой образ вернется в Киев и затем примет участие во Всеукраинском крестном ходе по епархиям Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Встречая в Лавре чудотворный образ, митрополит Киевский и всея Украины Владимир сравнил пришествие иконы в Киев с евангельским эпизодом, когда Пресвятая Богородица пришла к своей дальней родственнице Елисавете. Согласно Евангелию, Елисавета, возрадовавшись встрече с Девой Марией, сказала: «И откуда мне сие, яко прииде Матерь Господа моего ко мне!».
«Так и сегодня, подобно милости к Елисавете, Пресвятая Матерь явила и нам Свою великую милость и пришла в виде Своего чудотворного образа!», - продолжил митрополит. Владыка призвал всех верующих молится о мире и единстве православных... Но великая скорбь прозвучала в этих словах и нашла отклик в сердцах верующих, ибо почти все участники крестного хода уже знали, что в эти же дни на Черниговщине раскольники подлогом и силой отняли еще один храм у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Поэтому все присутствовавшие молились вместе со своим Предстоятелем и просили о великом чуде - о воссоединении разъединенного различными юрисдикциями украинского народа, о преодолении вражды и уврачевании раскола. И горячей была их молитва, так как многие помнят о дивных чудесах, который произошли по молитвам к Почаевской иконе Божией Матери.
В память об одном из чудес от этой чудотворной иконы 23 июля было установлено специальное празднованием в честь святого образа - именно в этот день 23 июля 1675 года
заступничеством Божией Матери была снята осада Почаевской лавры. Тогда, во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), турки под предводительством хана Нурредина окружили Почаевскую обитель с трех сторон. Слабая деревянная монастырская ограда и несколько каменных зданий не могли послужить какой-либо защитой для братии и укрывшихся в монастыре мирян. Игумен Иосиф (Добромирский) призвал всех молиться пред Почаевским образом к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому и просить о заступлении. На восходе солнца, когда турки держали совет перед штурмом обители, игумен повелел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» в небе над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли Небесное Воинство за привидение, в смятении и ужасе стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве татары убивали друг друга, многих татар защитникам монастыря удалось взять в плен, и некоторые из пленных впоследствии приняли Православие и остались в обители навсегда.
Исцеление Филиппа Козинского было одним из немногих известных чудес раннего времени, явленных от чудотворной иконы, так как до 1664 г. они не записывались. Дальнейшие сообщения о чудесах являются свидетельствами как необоримой веры, так и беспредельной любви, которой даровала людям Матерь Божья, явившая Свою благодатную силу в иконе Почаевской. Так, например, в 1674 г. один монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице Почаевской в день Успения, был чудесным образом перенесен в Почаев. В 1704 г. по молитве к Почаевской иконе Божией Матери избежал смерти упавший в колодец юноша. В 1742 г. был спасен некий человек, упавший с лошади. В 1950 году исцелилась монахиня Варвара (Путятина) из Оренбурга, у которой в течении 48 лет были парализованы обе ноги.... И этот список пополняется практически каждый день.
Даже когда Почаевская лавра была занята униатами, святыня не переставала творить чудеса - монастырские летописи зафиксировали 539 чудотворений, которые произошли с 1713 по 1831 год. Чудеса происходили не только с православными, но и с представителями других конфессий.
Известна история графа-униата Николая Потоцкого, который стал благотворителем Почаевской Лавры после следующего чудесного обстоятельства. Однажды он обвинил своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, и, достав пистолет, намеревался убить его. Кучер повернулся в сторону Почаевской лавры и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз выстрелил из пистолета, но каждый раз оружие делало осечку. Ошеломленный граф покаялся пред чудотворной иконой и посвятил свое имущество на устроение обители, построив Успенский собор и братский корпус. Тот же граф Потоцкий стал инициатором коронования образа, что в практике Римско-Католической Церкви означает каноническое признание чудотворности иконы. По распоряжению папы римского Климента XIV торжественное коронования совершилось 8 сентября 1773 г. Теперь в память об этом событии на иконах Почаевской Божией Матери головы Богоматери и Младенца венчают короны.
Но Почаевская лавра осталась верна Православию, и в XIX стала одним из духовных центров православного восточнославянского мира. Униаты пытались захватить Лавру и в ХХ веке. В 1991 г. из Львова уже выехали автобусы с людьми, которые намеревались захватить обитель и обратить ее в автокефальную. По зову монастырского колокола в соборе собрались иноки и миряне и стали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.
Известный киевский протоиерей Андрей Хойнацкий (Ум. 1888) написал о чудотворной Почаевской иконе следующие слова: «...может быть, Промыслу Божию нарочито благоугодно было прославить эту святую икону у нас, на границе с Западною Европою, для того, дабы некогда послужить для сей последней путеводною звездою к тому благодатному единению, о котором так усердно ежедневно молит Святая Церковь наша Православная и задатки которого так поразительно и поныне открываются на горе Почаевской - в общении с нами в молитвах перед чудотворною иконою Почаевскою всех латинствующих и олатинизированных собратий наших, исповедающих ее воистину чудотворною и потому неложно прибегающих к ней за помощью и благодатными дарованиями».
Вот уже почти четыреста лет Почаевская икона являясь не только духовным средоточием молитвенной жизни Почаевской лавры, но и надеждой и заступницей многих верующих. Каждое утро в пять часов в Успенском храме, служится полунощница, после окончания которой чудотворный образ медленно опускается на шелковых лентах с третьего яруса иконостаса до уровня человеческого роста, чтобы всем присутствующим предоставить возможность приложится к святыни. Опускается он и по субботам, после соборного акафиста Пресвятой Богородице, и по воскресным и праздничным дням после поздней литургии. В минуты, когда в сопровождении слов молитвы икона медленно опускается вниз, молящихся охватывает дивное чувство - предощущения чуда. Это же чувство охватывало и тех, кто 13 сентября 2009 года подходил к чудотворному образу в Киевской Свято-Успенской Печерской лавре, а с 14 сентября - в киевском Всесвятском храме. И православные верят, что источаемая ею благодатная целительная сила не оскудеет вовеки.
Стихира Почаевской гласит: «Приидите, российстии собори, и от всех язык, вернии, соберитеся, на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия, и узрим место стопы Ея, идеже во огненном столпе древле явися, и от источника, оттуду истекшего, верою окропление приимем, и чудотворней иконе Ея поклонимся, прощения прегрешений наших просяще, и душам нашим велия милости».
Тропарь, глас 5: «Перед святою Твоею иконою, Владычице, молящииися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших».
История появления Почаевской иконы Божией Матери
В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего земского судьи.
В ту пору через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в щедрую православную Москву. В 1559 году, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе «её милости» остановился в её доме. "Богобойная" Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение и «всякое угодие». В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял эту икону как родовую заветную святыню в благословение на дальний путь, когда ездил к Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию, и всегда хранил икону при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить её на Волыни у радушной помещицы.
Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете».
«Фундушеная запись», составленная Гойской в начале 1597 года на устройство Почаевского монастыря и имеющая силу завещания, кладет начало общежительному монастырю на горе Почаевской вместо пустынной обители, существовавшей здесь уже веками. С того же года чудотворная икона находится в Почаевском монастыре.
В 1791 году икону переносят в Успенский собор.
В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы 30х23 см. Написана икона темперой, древним византийским письмом, на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми шпунтами. На иконе есть семь миниатюрных изображений святых на клеймах: справа - пророк Илия, под ним - мученик Мина, слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины.
Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».
Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.
Крестные ходы с иконой совершаются в Почаевской Лавре в дни празднования Успения и Рождества Пресвятой Богородицы и 23 июля (5 августа), когда совершается празднество в память заступления Божией Матери за обитель в 1675 году.
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 4 августа 2009
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 24 апреля 2013
- 24 апреля 2013