«Соберитеся, на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия»


21 сентября празднование Рождества Пресвятой Богородицы соединено с праздником в честь Почаевской иконы Божией Матери. В 2009 году отмечается юбилейная дата - 450-летие явления Почаевского образа в Волынском крае, на юго-западе Руси.

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru


Мария Розинская - специально для Седмица.Ru

О пребывании в Киеве чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы

21 сентября Православная Церковь отмечает великий праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Но на этот день также приходится и празднование в честь одного из наиболее почитаемых чудотворных образов Божией Матери - чудотворной Почаевской иконы. В 2009 году отмечается юбилейная дата - 450-летие явления Почаевского образа в волынском крае, на юго-западе тогдашней Руси.

Почаевская святыня, прославившаяся за четыре с половиной века многочисленными чудесами и исцелениями, пришла на Западную Украину скромно и почти по-домашнему. Ничто тогда не свидетельствовало о ее чудотворной силе и не предвещало будущую почти мировую славу. Тогда, в далеком 1559 г., через западноукраинские области возвращался из Москвы в Константинополь греческий митрополит Неофит. Проезжая Почаев, он остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской. Легенды умалчивают, как именно принимала греческого архиерея знатная помещица. Но память о ее гостеприимстве живет уже на протяжении нескольких веков, так как именно в благодарность за радушный прием почетный гость подарил хозяйке на память образ Пресвятой Девы византийского письма, впоследствии прославившийся дивными чудотворениями...

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru

Поначалу икона находилась в домашней молельне дома Гойских в деревне Орля близ Почаева. Но постепенно Гойские и их слуги стали замечать, что по ночам икона излучает таинственный свет, подобный столпу огня. А вскоре от греческого образа произошло и первое чудо. Помолившись по совету сестры перед образом прозрел слепорожденный брат Анны Гойской, Филипп Козинский. Удивившись произошедшему, Анна сочла себя недостойной хранить чудотворную икону в своем доме, и, заказав для образа богатую ризу, около 1597 года  она пожертвовала икону инокам, жившим на Почаевской горе. В своем завещании Анна Гойская писала о почаевских монахах как о «людях добрых, набожного жития, не иного исповедания, как греческого, подчиненных восточной церкви». На поросшей лесом Почаевской горе в пещерах иноки проживали еще с XIII века. Считается, что они появились здесь после разорения в 1240 г. ордами Батыя первопрестольного Киева. Уцелевшие во время штурма монахи ушли в глухие волынские леса и на безымянной горе, получившей название Почаевской в память о речке Почайной, в которой святой равноапостольный князь Владимир в IX веке крестил киевлян, заложили Свято-Успенский скит в память о разрушенной ордынцами киевской Свято-Успенской Лавре. В середине XIV века это место благословила Пресвятая Богородица, явившись двум инокам и пастуху в огненном столпе. В свидетельство об этом явлении на известковом камне остался след Ее правой стопы - древнейшая из почаевских святынь. После чуда рядом забил целебный источник, который наполняет стопу целебной водой. Вместо первоначальной небольшой церкви над горой, стопой и пещерами первых иноков со временем возвысился огромный Успенский собор, который виден за многие километры. Именно в этом монастыре и стала находиться чудотворная греческая икона, получившая наименование «Почаевская». Считается, что образ появилась в Почаевском монастыре 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому) и пребывает в здесь уже более 400 лет... Кроме появления в обители чудотворной иконы Божией Матери, расцвету монастыря способствовала деятельность его игумена, великого подвижника Православия преподобного Иова Почаевского.

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru

Сейчас Почаевская икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви. Она известна всему православному миру - ее почитают не только на Украине, но и в России, в балканских странах, Болгарии, Сербии, Боснии, а даже в католических странах Австрии и Польше, так как наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. Чудеса, проистекающие от святого образа иконы, неисчислимы. Свидетельства о некоторых из них хранятся в монастырских книгах и сообщают о разнообразной помощи, которую оказывает Пресвятая Дева по молитвам верующих, избавляя их от неизлечимых недугов, освобождая из плена, вразумляя грешников и совершая многие дивные чудеса...

Икона, дарованная Анной Гойской, была небольшой - шесть с четвертью вершка в высоту и пять с осьмушкой в ширину, написана темперой древним византийским письмом на липовой доске. Пресвятая Богородица представлена на чудотворном образе нежно приклонившей Свой лик к Сыну, Которого держит на правой руке. В левой руке у Нее плат, покрывающий ноги Младенца. Поднятой десницей Иисус благословляет всех, для кого Он - Путь, Истина и Жизнь. Венчают Спасителя и Божию Матерь короны, окруженные сиянием. По обеим сторонам образа и внизу - небольшие изображения святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраамия, великомученицы Екатерины, мучениц Параскевы-Пятницы и Ирины. В 1866 г. для иконы изготовили ризу из золота, которую инкрустировали драгоценными камнями. С тех пор чудотворная пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. На более поздних списках иконы внизу обычно пишется стопа Богородицы.

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru

Через 450 лет после поездки греческого митрополита, 13 сентября 2009 г., чудотворную Почаевскую икону Божией Матери торжественно встречал Киев. Уже с утра к вокзалу, на который в середине дня должна была прибыть великая святыня, стекались как жители украинской столицы, так богомольцы и паломники из других городов и государств. После торжественной встречи крестный ход, в котором приняли участие около 10000 человек, пронес икону по центральным улицам Киева и доставил в Свято-Печерскую Успенскую лавру, где святыню встречал митрополит Киевский и всея Украины Владимир. До вечера икона находилась в трапезном храме Лавры, а вечером ее перенесли в церковь Всех Святых, находящуюся на месте строительства будущего Свято-Воскресенского кафедрального собора. Более недели икона пробудет в Киеве, а 22 сентября направится в далекие западные пределы - Канаду, чтобы поддержать и укрепить в вере многочисленных православных славян, проживающих на северном американском континенте. После заграничного путешествия 11 октября святой образ вернется в Киев и затем примет участие во Всеукраинском крестном ходе по епархиям Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Встречая в Лавре чудотворный образ, митрополит Киевский и всея Украины Владимир сравнил пришествие иконы в Киев с евангельским эпизодом, когда Пресвятая Богородица пришла к своей дальней родственнице Елисавете. Согласно Евангелию, Елисавета, возрадовавшись встрече с Девой Марией, сказала: «И откуда мне сие, яко прииде Матерь Господа моего ко мне!».

«Так и сегодня, подобно милости к Елисавете, Пресвятая Матерь явила и нам Свою великую милость и пришла в виде Своего чудотворного образа!», - продолжил митрополит. Владыка призвал всех верующих молится о мире и единстве православных... Но великая скорбь прозвучала в этих словах и нашла отклик в сердцах верующих, ибо почти все участники крестного хода уже знали, что в эти же дни на Черниговщине раскольники подлогом и силой отняли еще один храм у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Поэтому все присутствовавшие молились вместе со своим Предстоятелем и просили о великом чуде - о воссоединении разъединенного различными юрисдикциями украинского народа, о преодолении вражды и уврачевании раскола. И горячей была их молитва, так как многие помнят о дивных чудесах, который произошли по молитвам к Почаевской иконе Божией Матери.

В память об одном из чудес от этой чудотворной иконы 23 июля было установлено специальное празднованием в честь святого образа - именно в этот день 23 июля 1675 года

заступничеством Божией Матери была снята осада Почаевской лавры. Тогда, во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), турки под предводительством хана Нурредина окружили Почаевскую обитель с трех сторон. Слабая деревянная монастырская ограда и несколько каменных зданий не могли послужить какой-либо защитой для братии и укрывшихся в монастыре мирян. Игумен Иосиф (Добромирский) призвал всех молиться пред Почаевским образом к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому и просить о заступлении. На восходе солнца, когда турки держали совет перед штурмом обители, игумен повелел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» в небе над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли Небесное Воинство за привидение, в смятении и ужасе стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве татары убивали друг друга, многих татар защитникам монастыря удалось взять в плен, и некоторые из пленных впоследствии приняли Православие и остались в обители навсегда.

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru

Исцеление Филиппа Козинского было одним из немногих известных чудес раннего времени, явленных от чудотворной иконы, так как до 1664 г. они не записывались. Дальнейшие сообщения о чудесах являются свидетельствами как необоримой веры, так и беспредельной любви, которой даровала людям Матерь Божья, явившая Свою благодатную силу в иконе Почаевской. Так, например, в 1674 г. один монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице Почаевской в день Успения, был чудесным образом перенесен в Почаев. В 1704 г. по молитве к Почаевской иконе Божией Матери избежал смерти упавший в колодец юноша. В 1742 г. был спасен некий человек, упавший с лошади. В 1950 году исцелилась монахиня Варвара (Путятина) из Оренбурга, у которой в течении 48 лет были парализованы обе ноги.... И этот список пополняется практически каждый день.

Даже когда Почаевская лавра была занята униатами, святыня не переставала творить чудеса - монастырские летописи зафиксировали 539 чудотворений, которые произошли с 1713 по 1831 год. Чудеса происходили не только с православными, но и с представителями других конфессий.

Известна история графа-униата Николая Потоцкого, который стал благотворителем Почаевской Лавры после следующего чудесного обстоятельства. Однажды он обвинил своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, и, достав пистолет, намеревался убить его. Кучер повернулся в сторону Почаевской лавры и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз выстрелил из пистолета, но каждый раз оружие делало осечку. Ошеломленный граф покаялся пред чудотворной иконой и посвятил свое имущество на устроение обители, построив Успенский собор и братский корпус. Тот же граф Потоцкий стал инициатором коронования образа, что в практике Римско-Католической Церкви означает каноническое признание чудотворности иконы. По распоряжению папы римского Климента XIV торжественное коронования совершилось 8 сентября 1773 г. Теперь в память об этом событии на иконах Почаевской Божией Матери головы Богоматери и Младенца венчают короны.

Но Почаевская лавра осталась верна Православию, и в XIX стала одним из духовных центров православного восточнославянского мира. Униаты пытались захватить Лавру и в ХХ веке. В 1991 г. из Львова уже выехали автобусы с людьми, которые намеревались захватить обитель и обратить ее в автокефальную. По зову монастырского колокола в соборе собрались иноки и миряне и стали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

Известный киевский протоиерей Андрей Хойнацкий (Ум. 1888) написал о чудотворной Почаевской иконе следующие слова: «...может быть, Промыслу Божию нарочито благоугодно было прославить эту святую икону у нас, на границе с Западною Европою, для того, дабы некогда послужить для сей последней путеводною звездою к тому благодатному единению, о котором так усердно ежедневно молит Святая Церковь наша Православная и задатки которого так поразительно и поныне открываются на горе Почаевской - в общении с нами в молитвах перед чудотворною иконою Почаевскою всех латинствующих и олатинизированных собратий наших, исповедающих ее воистину чудотворною и потому неложно прибегающих к ней за помощью и благодатными дарованиями».

Фото Мария Розинская - Седмица.Ru

Вот уже почти четыреста лет Почаевская икона являясь не только духовным средоточием молитвенной жизни Почаевской лавры, но и надеждой и заступницей многих верующих. Каждое утро в пять часов в Успенском храме, служится полунощница, после окончания которой чудотворный образ медленно опускается на шелковых лентах с третьего яруса иконостаса до уровня человеческого роста, чтобы всем присутствующим предоставить возможность приложится к святыни. Опускается он и по субботам, после соборного акафиста Пресвятой Богородице, и по воскресным и праздничным дням после поздней литургии. В минуты, когда в сопровождении слов молитвы икона медленно опускается вниз, молящихся охватывает дивное чувство - предощущения чуда. Это же чувство охватывало и тех, кто 13 сентября 2009 года подходил к чудотворному образу в Киевской Свято-Успенской Печерской лавре, а с 14 сентября - в киевском Всесвятском храме. И православные верят, что источаемая ею благодатная целительная сила не оскудеет вовеки.

Стихира Почаевской гласит: «Приидите, российстии собори, и от всех язык, вернии, соберитеся, на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия, и узрим место стопы Ея, идеже во огненном столпе древле явися, и от источника, оттуду истекшего, верою окропление приимем, и чудотворней иконе Ея поклонимся, прощения прегрешений наших просяще, и душам нашим велия милости».

Тропарь, глас 5: «Перед святою Твоею иконою, Владычице, молящииися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших». 

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

История появления Почаевской иконы Божией Матери


В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего земского судьи.

В ту пору через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в щедрую православную Москву. В 1559 году, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе «её милости» остановился в её доме. "Богобойная" Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение и «всякое угодие». В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял эту икону как родовую заветную святыню в благословение на дальний путь, когда ездил к Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию, и всегда хранил икону при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить её на Волыни у радушной помещицы.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете».

«Фундушеная запись», составленная Гойской в начале 1597 года на устройство Почаевского монастыря и имеющая силу завещания, кладет начало общежительному монастырю на горе Почаевской вместо пустынной обители, существовавшей здесь уже веками. С того же года чудотворная икона находится в Почаевском монастыре.

В 1791 году икону переносят в Успенский собор.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы 30х23 см. Написана икона темперой, древним византийским письмом, на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми шпунтами. На иконе есть семь миниатюрных изображений святых на клеймах: справа - пророк Илия, под ним - мученик Мина, слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины.

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Крестные ходы с иконой совершаются в Почаевской Лавре в дни празднования Успения и Рождества Пресвятой Богородицы и 23 июля (5 августа), когда совершается празднество в память заступления Божией Матери за обитель в 1675 году.


Свято-Успенская Почаевская Лавра

Форумы