Икона "Торжество Православия"

Икона «Торжество Православия» разделена на два регистра. В верхнем регистре изображена Лития, которую совершил Патриарх Мефодий в присутствии Императрицы Феодоры и всего православного народа 11 марта 843 года. Богослужение было посвящено восстановлению иконопочитания и прощению императора Феофила. Здесь изображены официальные лица описанных событий - Императрица Феодора с малолетним императором Михаилом II, патриарх Мефодий, иеромонах и два монаха. Возможно, среди них иконописец мог изобразить св. Иоанникия Великого и преп. Михаила.

Литургический аспект подчеркивает икона Одигитрии в верхнем регистре. Иконографический тип процессии восходит к изображению торжественных шествий с иконами. Подобный сюжет мы можем увидеть на шитье из Московского Исторического музея 1498 г. Вклад великой княгини Елены Волошанки изображает процессию с иконой Одигитрии. В иллюстрации Акафиста «Поклонение иконе Богоматери» 14 века из Румынии изображен подобный сюжет литии, где справа от Одигитрии стоят представители светской власти, а слева монахи и священнослужители.

Икону Одигитрии поддерживают Ангелы, риза опущена. Такие ткани, называемые покровы, убрусы и пелены, служили для защиты и украшения иконы. Подобно плащанице Христа, святыни укутывались и подобно убрусу на них вышивались подобия этих икон. Фигуры ангелов, прислуживающих иконе не только олицетворяют присутствие небесных сил на богослужении, но и также напоминают о сне Феодоры, в котором она видела Пресвятую Богородицу, держащую на руках Крестоносного Младенца, и устрашающий круг ангелов прекрасного облика. Общая композиция напоминает триумфальный вход в Константинополь императоров-победителей, ехавших позади Святыни, по мнению византийцев, истиной победительницы сражения. Икона Богоматери тут выступает одновременно и как победительница над ересью, и как символ Боговоплощения, благодаря которому стало возможно изображать Христа в церковном искусстве. Подобно двухсторонним иконам, где образ Богоматери изображался на одной стороне, а Христос на другой, осуществлена перекличка образов с помощью иконы Вседержителя, которую держат в нижнем регистре в руках св. Федор Студит и Феофан Исповедник. В литии в день основания Константинополя эта перекличка звучит в песнопениях: «Город Богородицы благочестиво вверяет Богородице свой покой …» «Город Твой, Господи, яко око вселенной от всякого праведного Твоего прещения свободи и украси его всячески скипетрами царства, подая ему Богородицею варваров низложенье и бед отгнание». Знаменательно, что именно в 843 г. была снята пелена с иконы Христа на дворцовых воротах и возможно, реплику этой святыни монахи держат, как символ мученичества и исповедничества.

В нижней части иконы изображены мученики и исповедники, которые пострадали за чистоту веры и подготовили своей мученической или исповеднической судьбой Триумф Православия, но не дожили до возращения икон в храмы. Соединения «неба» и «земли», живых и умерших праведников в одной молитве подчеркивает то место из «Повести о Прощении императора Феофила», где описывается, как в Великой Софии стоят на общей молитве вместе с живыми свидетелями событий святые подвижники, умершие задолго до восстановления иконопочитания, такие как св. Арсакий, св. Феодор Студит, св.Феофан Исповедник, и др.

В центре изображены св. Феофан Исповедник и Федор Студит, держащие икону Христа, справа от них Феофилакт исповедник, два брата Феодор и Феофан Начертанные и в конце св. Арсакий. С левой стороны изображена мученица Феодосия, она держит икону Христа, которую не дала сбросить с Дворцовых ворот Халки солдату Льва V и была убита за это (ум. 814 г.). Интересно, что эта икона Христа является фрагментом, репликой из иконы Одигитрии, находящийся в смысловом центре иконы «Торжество Православия». Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном идентифицировать исследователям не удалось в виду сильно поврежденных надписей.

Фридрих Герке назвал в свое время такую многоуровневость в композициях икон - die grossen Gedankenbilder, а А.Н. Грабар более точно определил как «представление догматов или событий посредством многорегистровых изображений». Прием состоит в том, что та или другая истина христианской веры изображается не посредством исторической сцены, «но при помощи двух или нескольких изображений, которые сопоставлены или сгруппированы особенным образом и должны осмысляться в зависимости от этого соотношения». Иконография достигает здесь уровня богословского комментария. Для этой цели привлекаются новые материальные приемы: физическое сопоставление изображений, которые должны сравниваться, повторение тех же размеров, пропорций и расположения в этих сопоставленных изображениях, и использование значимых деталей для увеличения сходства.

(Источник: Aleksey Chekal's Journal)



Ссылки по теме
Форумы