Предстоятель совершил чин наречения и архиерейскую хиротонию епископа Люберецкого (комментарий в русле истории)

Николо-Угрешский монастырь (начало XX века)
Николо-Угрешский монастырь (начало XX века)

Николо-Угрешский мужской монастырь имеет статус cтавропигиального, его cвященноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Николо–Угрешский мужской монастырь на протяжении всей своей 600–летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст.

Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско святого великого князя Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор место это называется Угреша. Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всеми потребны нескудно», – сообщает старинная рукопись. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов – Сергий и Иона.

Подобно многим монастырям, расположенным близ столицы, Николо–Угрешский монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего Отечества годы – горел и разорялся, но потом вновь возрождался и благоукрашался. Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Остров, любимого и часто посещаемого московскими царями. По дороге сюда из Москвы царская семья непременно совершала «угрешский поход» в обитель со всей своей свитой. Царь Михаил Федорович Романов сделал таких походов девять, а его сын, царь Алексей Михайлович, – тринадцать. Во время одного из самых замечательных «угрешских походов» царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский. Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, поляков, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмет–Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться, – в 1611 году воевода Прокопий Ляпунов сделал монастырь местом сбора первого народного ополчения перед походом на Москву, занятую поляками.

Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря
Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря

После петровских реформ начала XVIII века обитель начинает испытывать трудности. В 1721 году продается монастырское подворье в Москве из-за невозможности содержать его, лошади из угрешской конюшни отправляются в вотчины Чудова монастыря. В начале 60-х годов XVIII века Угрешский монастырь лишается всех земельных владений и крепостных. Когда в 1770 г. в Москву проникает моровая язва, власти распоряжаются открыть в Николо-Угрешском монастыре лазарет, а братию перевести в Николо-Перервинский обитель. Упадок монастыря усугубили половодье 1806 года, буря 1824 года и нашествие наполеоновских войск в 1812 году. В 1833 году в монастыре осталось лишь шесть человек братии, и встал вопрос об упразднении Угрешской обители и передаче ее под начало соседней церкви в селе Капотня.

В своих воспоминаниях о тех временах святой преподобный Пимен Угрешский писал: "К упадку обители служили также и оскудение средств монастырских по причине тяжелых налогов, недобросовестность и злоупотребления светских и духовных правителей, постоянные колебания в управлении монастырскими имуществами, переход управления от духовной власти к гражданской и частая перемена настоятелей… В 1834 году гостиницы при дворе уже не было. Монастырь был уже очень редко посещаем, и потому, вероятно, эта гостиница, как ненужная, и была упразднена и обращена в конюшню, а верх - в сеновал. С северной стороны зимней церкви и колокольни была, говорят, прежде березовая роща, которую в 1820-х годах игумен Израиль спилил на дрова… Там, где оканчивается братский корпус, на протяжении 20 сажен были высокие бугры щебня, поросшие травою и березками, остатки разобранных зданий, равно и вся монастырская площадь была усеяна кучами старого мусора, давно поросшего густым дерном… Ризница обиходная была очень скудна..."

прп. Пимен Угпешский
прп. Пимен Угпешский

Возрождение Угрешского монастыря начинается с 1840 года, когда настоятелем стал святой преподобный Пимен Угрешский. Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 года он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. В 1840 г. была обновлена древнейшая постройка обители, возведенная еще в XVI веке - Свято-Никольский собор. Обитель наняла владимирскую артель из 12 лучших каменщиков. Как писал преподобный Пимен, работники "одеты были и грязно, и бедно, едва не в рубищах с заплатами, казались неуклюжими, речь их была грубая", но "оказались не только работяжными и мастерами, но даже великими художниками в своем деле". В ходе работ обрушился свод над алтарем, каменщики возвели новый свод и перестроили колокольню. "Кирпичи брали в Коломне и на Боровском переходе, - пишет преподобный Пимен. - Известь... в Мячкове... Белый камень мячковский трехчетвертной... Решетки в окна куплены старые из дома Румянцева на Маросейке... Иконостас... весь вновь вызолочен, но стены паперти не расписаны и оставались в таком виде до 1848 года. Икон не возобновляли, но выписали искусных иконописцев из Владимира, и они на месте иконы вычистили, олифу сняли и вновь покрыли".

Преподобный Пимен велел организовать при обители свечное и просфорное производство, удачно разместил часть средств монастырской казны, нашел благотворителей, произвел ревизию монастырского имущества, часть из которого, не могущая более служить обители, была продана. На вырученные средства за 30 лет своего игуменства св. Пимен Угрешский практически заново отстроил монастырь. 16 октября 1853 года стараниями отца Пимена при поддержке святого митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря Митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года. В 2000 году решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен (Мясников) был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 года в день освящения возрожденного Спасо-Преображенского собора.

В 1880–1894 годах доминантой монастырского ансамбля стал Преображенский собор, крупнейший из храмов Москвы и Московской области, сооруженный архитектором А.С. Каминским. Неоднократно обитель посещал Святейший Патриарх Тихон. Последний раз святитель был здесь в 1924 году.

На колокольне Преображенского собора было 18 колоколов: "самый большой... благовестник висит в третьем ярусе, на нем, кроме священных изображений, отлиты портреты.., слит сей колокол... в лето Господне... 1878 года... месяца июля в 31-й день, ...вылит в царствующем граде в Москве, в заводе купца Николая Дмитриевича Финляндского, весу... 1230 пудов, лил мастер Ксенофонт Веревкин". Монастырский двор был вымощен "диким" камнем, по которому проложены "битые дорожки", обсаженные акациями, "стриженными наподобие стены". В композицию обновленного монастыря гармонично вписываются ранее выстроенные Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью, а также ряд башен ограды. Монастырь вновь стал одним из самых посещаемых, и было решено восстановить гостиницы для паломников.

Советская атеистическая кампания принесла монастырю новые испытания. В 1920-х годах обитель была упразднена, а на ее территории разместились трудовая колония для беспризорников, которая затем была преобразована в трудовую коммуну им.Ф.Э.Дзержинского, фабрика-кухня, школа, гостиница. Братские корпуса были переделаны под жилые дома. В 1930 году храм Святого Духа при Духовном училище был разрушен вместе с училищем. В 1940 году Свято-Никольский собор и ряд монастырских построек были уничтожены. В 1970 году сгорел храм преподобного Сергия Радонежского при Архиерейском доме.

Успенский храм Николо-Угрешского монастыря
Успенский храм Николо-Угрешского монастыря

Монастырь был передан Московской Патриархии в 1991 году в руинированном состоянии. С тех пор в нем ведутся масштабные восстановительные работы. Завершена реставрация Спасо–Преображенского собора обители; в мае 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный собор. Восстановлены Успенская церковь, церковь во имя Петра и Павла, часовня на месте явления иконы Святителя Николая. Вновь построены церкви в честь икон Божией Матери - «Всех скорбящих Радость» и Казанской.

22 мая 2000 года в Угрешский монастырь была привезена частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Ковчег с частицей мощей и икону св. Николая передал Преосвященнейший Дамаскин, епископ Диавлийский (Элладская Православная Церковь), который привез святыню из монастыря Иоанна Предтечи на полуострове Пелопоннес, где с XI века пребывает часть руки Святителя. В Угрешском монастыре хранится ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых: преподобных Прохора чудотворца, Иоанна постника, княгини Иулиании Ольшанской, архимандрита Поликарпа, игумена Варлаама, Дамиана Целебника, Никодима Просфорника, епископа Туровского Лаврентия, Афанасия Затворника, Еразма, Агапита Врача, Феофила, Иоанна, Нектария, Григория Иконописца, Саввы, Сергия Послушливого, Пимена Многоболезненного, Нестора Летописца, Иоанна Многострадального, Марка Гробокопателя, Николы Святоши, Исаии Чудотоврца, Авраамия Трудолюбивого, архиепископа Новгородского Нифонта, Сильвестра Чудотворца, Пимена Постника, Анатолия Затворника, Алипия Иконописца, Спиридона Просфорника, Онисифора Исповедника, епископа Суздальского Симона, игумена Никона, Феодосия Постника, Макария Постника, Илии Муромца, Никона Сухого, епископа Переяславского Ефрема, иеромонаха Тита, Моисея Чудотворца, Лаврентия Затворника, Илариона Схимника, Мартирия диакона, князя Острожского Феодора, Зинона Постника, епископа Новгородского Феофила, Григория Затворника, Ипатия Целебника, Иосифа Многоболезненного, Павла Послушливого, Сисоя Схимника, Нестора Некнижного, Феодора Молчаливого, Вениамина Затворника, Арсения Трудолюбивого, Евфимия Схимника, Тита Воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Пимена Постника, Леонтия и Геронтия канонархов, Захария Постника, Силуана Схимника, Агафона Чудотворца, архимандрита Игнатия, Лонгина Вратарника; преподобномучеников Василия, Феодора, Евстратия, Моисея Угрина, Григория Чудотворца, Анастасия диакона, Исаакия Затворника; священномучеников Кукши, Лукиана, Владимира; мученика Иоанна Младенца; святителя Филарета Киевского; 12 мастеров зодчих. Среди особо почитаемых святынь Николо-Угрешской обители - ковчег с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), Тихвинская икона Божией Матери и образ священномученика и целителя Пантелеимона.

Часовня Святителя Николая в Николо-Угрешском монастыре
Часовня Святителя Николая в Николо-Угрешском монастыре

В 1998 году при монастыре открыто Духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо–Угрешскую Духовную семинарию. Ректором семинарии является наместник обители епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий), викарий Московской епархии, проректором – иеромонах Иоанн (Рубин). В 2000 году семинария получила лицензию государственного образца. Форма обучения – очная, во время обучения семинаристы проживают на территории обители. При монастыре действуют воскресная школа, библиотека и издательство.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы