Ватикан объявил Россию своей провинцией (комментарий в интересах нации)

У многих сегодня возникает закономерный вопрос: почему Российское государство не выступило более жестко против открытия католических епархий в России, воспринятого православной церковной средой как форма католической экспансии?
Однако здесь возникает ответный вопрос: а почему именно государство должно выступать против легализации католического присутствия в России? Ведь открытие католических епархий - внутреннее дело римо-католиков. Да и российское законодательство, касающееся вопросов свободы совести и деятельности религиозных организаций, будучи, вероятно, самым либеральным в демократическом мире, позволяет католицизму беспрепятственно распространяться в России. Ответ на вопрос «почему должно выступать?» можно будет дать только после того, как мы сможем оценить, каковы ожидания Российского государства (или политического истеблишмента) от присутствия в стране католицизма? В чем интерес светской власти?
В экспертных кругах вполне артикулированно высказывается мнение, что Ватикан нужен Российскому государству по нескольким причинам. Во-первых, католицизм может рассматриваться Кремлем как некий фактор давления на Московскую Патриархию для инициирования в Русской Православной Церкви процессов обновления и мобилизации. РПЦ слишком «неуправляема» и «анахронична» для государственной власти.
Во-вторых, Россия, как государство, стремящееся стать полноправным участником европейской интеграции, заинтересована в долгосрочных отношениях с Ватиканом, по-прежнему являющимся достаточно серьезным участником международной политики. Не следует забывать, что и американские католики составляют довольно влиятельную силу. В этом смысле характер российско-американских отношений, хотя бы отчасти, зависит от «градуса доверия» в отношениях Ватикана и России. «Холодной войны» с Ватиканом Российское государство позволить себе не может. Демонстрируя в последнее время политический прагматизм, граничащий с геополитической диетой, Российское государство не только отходит от традиционной для России имперской модели государственности, но и в доказательство серьезности своих намерений поступается многими прежними своими внешнеполитическими аппетитами. Тем не менее, несмотря на явную «сдачу» многих внешнеполитических позиций, «электоральная поддержка» и общественное доверие президентскому и правительственному курсу по-прежнему высоки. Это объясняется внятной и достаточно последовательной внутренней политикой России, пользующейся поддержкой населения. Десятилетие унижений и шоковых экспериментов приучили «россиян» жить сегодняшним днем и событиями окружающей реальности (родного поселка, города, района), когда ликвидация российских военных баз на Кубе и в Монголии становится гораздо менее актуальной темой, чем повышение (или неповышение) тарифов на электроэнергию в губернии или республике.
Казалось бы, католический вопрос, возможно, открывающий серьезные внешнеполитические перспективы для России, есть вопрос именно внешней политики. Однако дальнейшая структуризация и социализация католического присутствия в России таит в себе, прежде всего, массу внутриполитических проблем. Религиозная идентичность всегда была связана с целым комплексом этнокультурных факторов и с гражданской идентичностью. Смена религиозных доминант (не говорю – констант!) может запустить новые и вполне неожиданные для политической элиты процессы (в том числе конфронтационные и деструктивные). Впрочем, достаточно уже того, что российский католицизм всегда будет вторичен по отношению к западноевропейскому, а российский католик всегда будет пребывать на периферии католической политической и культурной жизни. Надо полагать, что второй славянин не скоро станет римским понтификом. Куриальные порядки диктуют свою, малоприятную для России стратегию трансформации восточной политики Ватикана.
Тогда зачем России Ватикан? Затем же, зачем России ВТО. Ни Ватикан, ни ВТО не приносят экономического капитала и даже гарантированно не принесут капитала политического. Но визит папы Римского в Москву, добрые отношения с Ватиканом - это «джентльменский набор» политического истеблишмента демократической Европы. Добрые дипломатические отношения с Ватиканом – вопрос имиджа, а для бедных стран «имидж – все». Если Россия в эпоху глобальных вызовов хочет остаться только с имиджем, нам, гражданам России, остается только себе посочувствовать. Горький опыт Аргентины уже продемонстрировал нам, что очень часто «имидж – ничто, а жажда, бедность, инфляция… (список велик) – все».
В эпоху, когда в России строится «гражданское общество», впору задаться вопросом: так ли необходимо государству и российскому обществу то, что представляет интерес лишь для отдельных групп отечественного политического истеблишмента?

Ссылки по теме
Форумы