Башнин Н. В. Поставления и назначения в Вологодской епархии в 1674–1675г.

Журнал "Вестник церковной истории"

В публикуемом документе сообщается о поставлениях, совершавшихся в Вологодской епархии в 1675 г.: диаконских и священнических хиротониях, назначениях на должность настоятеля в монастырях епархии и др. Рукопись хранится в Отделе рукописей РНБ (ф. 532, оп. 2, № 4589). Это столбец на 22 листах (сставах), архивная пагинация отсутствует, в левых верхних углах сставов карандашом обозначены порядковые номера документов от 1 до 19. Столбец не расклеен, общая длина 5 метров 94,5 см., ширина около 16–17 см. Рукопись написана разными чернилами от черно-коричневых до светло-коричневых разборчивой скорописью XVII в., на листе 13 текст частично угасает. Листы 1 и 2 были свернуты в конверт и запечатаны. На обороте листа 1 слева на поле фрагмент (средняя часть) красновосковой печати на бумажной «козе» с изображением благословляющей двоеперстно руки. Прорези слева и справа на листах 1 и 2 в 7 местах для скрепления бумажной лентой, на которую ставилась печать. На обороте верхняя часть большинства листов затерта, поскольку являлась наружной при их пересылке. На всех листах, за исключением 1 и 2, следы от сворачивания в трубочку. Наиболее ветхие документы — № 2 и № 19: на них видны следы воды и плесени.

В постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. изложены требования нравственного характера, предъявляемые к кандидатам в священный сан и на пост настоятеля монастыря,— они должны быть «беспорочны, ненапрасно не гневливы, не пияницы, не убийцы, не скверностяжательны, страннолюбцы и боголюбцы, целомудрены, праведны, воздръжательны от всякого зла и от упиваниа, добре сведуща истинный закон». В 25-й главе этого памятника оговариваются также формальные требования к ставленникам: «И святителем избирати по священным правилом: в попы ставити 30 лет, а в диаконы – 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных, православных христиан, управити могли по священным правилом»[1]. Более подробно требования к священнослужителям изложены в Кормчей 1650 г. в главе 60 «О хиротонии, сиречь, о рукоположении святительском, на новопоставленом иереи, выписано из правил святых апостол и святых отец»[2].

Канонист И. С. Бередников писал о поставлении на Руси священнослужителей: «Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения»[3]. Публикуемые документы иллюстрируют эту процедуру. В 1674–1675 гг. к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону (1664–1684 гг.) обращались насельники Кириллова Белозерского, Дионисиева Глушицкого, Горнего Успенского, Николо-Коряжемского, Спасо-Каменного монастырей (см. публикацию, документы № 2–4, 6, 8, 12, 15, 17, 18) и прихожане церквей как вологодских («изнутри города храма Знамения Пречистыя Богородицы и благоверных князей Бориса и Глеба» — документ № 5), так и из отдаленных мест («усть-вымского приходу крестьянинишка» — документ № 7) с просьбами о назначении новых клириков. Причины подачи челобитных были разными: в Кирилловом Белозерском монастыре было «свещенниками скудно», в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» вдовому священнику Игнатию Логинову было запрещено служить, требовалось назначить нового иерея, диакон Феодор, служивший в усть-вымском приходе, «во 183-м году февраля в 2 день судом Божиим… преставися», нужен был новый диакон. Особо отметим челобитную иерея Антипы, который после конфликта с помещиками Ушаковыми «от церкви отшел за волость» и просил о назначении в какой-либо храм. По словам Антипы, «без земли мне кормитца нечем, семьишка у меня на хлебе десять душ». Этот священник 21 июня 1675 г. получил перехожую грамоту «к церкви Рождеству Пречистой Богородицы на вымершее порожное место» в вотчине Кириллова Белозерского монастыря (документ № 9).

Выбор кандидата проводился всей общиной. Так, о назначении игуменом в Глушицкий монастырь Никона просили «келарь старец Пахомей, черной поп Генадей, казначей старец Варлам, конюшей старец Феодосей, житник старец Павел, старец Герасим и вся братия того... монастыря, и болнишныя старцы, и слушки, и служебники, и все вотчинныя крестьяня» (документ № 4). Прихожане усть-вымской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы «выбрали, излюбили… крестьянина во дьяконы Алексея Григорьева сына Иконникова» (документ № 7). В челобитных находим многочисленные имена крестьян и «людей разных чинов», на обороте документов — подписи авторов челобитных или священников, которые удостоверили документ «вместо детей духовных» (например, документы № 5, 13, 14). При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата. В одной из челобитных находим характеристику церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова, которого просили поставить во иереи: «Он человек доброй, в грамоте умеет и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле» (документ № 13).

На решение архиерея челобитчики пытались влиять, сообщая о кандидате, который был неугоден большинству прихожан, дискредитирующие сведения. Например, про Илью, сына покойного священника, сообщалось, что «дед ево и отец бывали боярские Дорофея Ельчанинова крестьяне, а сказывают у себя отпускную, а отпускные не кажут. А буде, государь, и отпускная есть, отцу их покойному попу Григорью, а детям ево отпускные нет, и та отпускная им не крепка. И тебе бы, государь великий святитель, про то про все было ведомо» (документ № 19). В нескольких челобитных повторяются аргументы в пользу скорейшего поставления: «У нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения»; «а боли и родильницы у нас без причастия и без молитвы помирают»; «а у нас, государь, церковь Божия стоит без пения, а в приходе боли лежат и помирают бес покаяния и бес причастия, а родильницы лежат без молитов»; «нынечи, государь, у нас в приходе церкви Божии стоят без пения, и роженицы лежат без молитв во многое время, и без причастия помирают многие, и усопшия лежат поверх земли подолгу во многие времяна, а иные приходы у нас удалели, и попы к нам не ездят, потому что время работное». Эти аргументы соотносятся с размышлениями отцов Стоглавого Собора о необходимости скорейшего назначения в храмы священнослужителей: «О ставленикех, хотящим в диаконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставити — ино сопротивно священным правилом, а не поставити — ино святыа церкви без пения будут, а православныа хрестьяне учнут без покаяния умирати»[4].

Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа Симона. Так, иеродиакону Савве из Кириллова Белозерского монастыря «не дана грамота» (документ № 2), а прихожане «Сянжемской трети Белтяивы слободы Воскресенского приходу» просили вместо не получившего благословения Григория Ларионова сына Попова поставить Василия Емельянова сына «прозванием» Хмеленина (документ № 16).

Таким образом, публикуемые документы отражают как правовые аспекты избрания на церковные должности, так и различные обстоятельства и бытовые ситуации, сопутствовавшие поставлению в 1675 г.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 


[1] Емченко Е. Б.Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 260, 285–286.

[2] Кормчая. Напечатана с оригинала Патриарха Иосифа. Б.м., Б. г. С. 1318–1327.

[3] Бередников И. С.Краткий курс церковного права православной Греко-российской Церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского права. Казань, 1888. С. 42–43.

[4] Емченко Е. Б. Указ. соч.С. 285.


 

№ 1

1674 г. сентября 24 — 1675 г. мая 14.— Грамота царя Алексея Михайловича архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону[1] о принятии в епархию безместного священника Илариона Федорова

 

(Л. 1) От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, богомольцу нашему Симону, архиепископу Вологоцкому и Белозерскому. В нынешнем во 182-м году бил челом нам, великому государю, Патриарши епархии Дмитровского уезду безместной поп Иларион Федоров, а в челобитной ево написано. Во дьяконы он поставлен и в попы совершен по благословению блаженныя памяти великого господина Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московского и всеа России[2], Мисаилом, епископом Коломенским и Коширским[3], во 179-м году в Дмитровском уезде в вотчину Кирилова монастыря[4] в село Вертлинское ко церкви архистратигу Михаилу. И волею-де он Божиею заскорбел и лежал многое время, и на ево-де место приняли к той церкви архистратигу Михаилу приняли[a] иного попа. И ныне-де он, поп Иларион, на Москве з женою и з детьми без места скитаетъца меж двор и помирает голодною смертью. И нам, великому государю, пожаловати б иво велети ему ис Патриаршей епархии в твою епархию дать отпускная грамота.

И по нашему, великого государя, указу богомолец наш Преосвященный (Л. 2) Павел, митрополит Сарский и Подонский[5], межпатриаршества, слушав иво, попова Иларионова, челобитья и в списки велел ему в твою епархию дать отпускную грамоту. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б, богомолец наш, ему, безмесному попу Илариону, в своей епархии быть велел, у которой он церкви место приищет. А прочет нашу, великого государя, грамоту и велел списать с нее список слово в слово, оставил у себя, а сю нашу, великого государя, подлинную грамоту отдал бы еси ему, попу Илариону, по чему ему, попу, впредь в твоей епархии быть. Лета 7182-го сентября в 24 день.

183-го мая в 14 день дан ему, попу, с сей грамоты список, да ему же подписана челобитная в прошлом во 182-м году. Велено ему иерейская действовать на Белеозере и крепица до места[b].

 

№ 2

1675 г. апреля 17.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону архимандрита Кириллова Белозерского монастыря Никиты[6] о поставлении во иерея иеродиакона Саввы

 

(Л. 3) Великому господину Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом царского богомолия, а твоей, государь, святительской паствы Успения Пресвятыя Богородицы Кирилова монастыря архимандрит Никита з братией. В Кирилове, государь, монастыре свещенниками скудно. Послали мы к тебе, государю, иеродиякона Саву. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, царских и своих святительских богомольцов, соверши, государь, ево, иеродиякона Саву, во иеромонахи. Государь, смилуйся пожалуй[c].

 

№ 3

1675 г. между 15 апреля и 17 мая.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону келаря Дионисиева Глушицкого монастыря[7] Пахомия, братии и крестьян о поставлении игуменом монастыря Никона

 

(Л. 4) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьет челом нищия царьския и твои святительския богомольцы: Глушитцкого монастыря келарь старец Пахомей, черной поп Генадей, казначей старец Варлам, конюшей старец Феодосей, житник старец Павел, старец Герасим, и вся братия того Глушитцкого монастыря, и болнишныя старцы, и слушки, и служебники, и все вотчинныя крестьяня. Умилостивися, государь великий святитель Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, нищих царских и твоих святительских богомольцев — братию, и служек, и служебников, и вотчинных крестьянец, благослови, государь, в дом Покрова Святой Богородицы и преподобным отцем Дионисию и Анфилохию в Глушитцкой монастырь настоятеля и пастыря словесным овцам противо нашего — братцкого, и служня, и крестьянского — выбору игумена Никона[8], что преж сего по твоему государеву святительскому благословению был во игуменах в Никентиеве[9] монастыре. Государь, великий святитель, смилуйся пожалуй[d].

 

№ 4

Ранее 17 мая 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону игумении Горнего Успенского монастыря[10] Екатерины[11] о поставлении во диакона Василия Яковлева сына Попова

 

(Л. 5) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодцкому и Белоозерскому, бьет челом с Вологды, с посаду Горняго Успенскаго девичья манастыря игуменья Екатеринище с сестрами в том, что в нынешнем, государь, во 183-м году подана тебе, великому святителю, от сестр зарушная челобитная и излюб того же Горняго девичья манастыря о пономаре Василье Яковлеве сыне Попове, чтоб ево поставил во дияконы. И он, государь великий святитель, Василей, пономарь в дому Пречистыя Богородицы, ко всякому церьковному обиходу искусен. А живет он, Василей, в дому Пречистыя Богородицы пятнатцеть лет, а пороку за ним никакова не бывало. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологодцкий и Белоозерский, пожалуй нас, царьских и своих архиерейских богомолиц, благослови, государь, к церкви Успения Пречистыя Богородицы и рукоположи во дияконы тое же церкви пономаря Василя Яковлева сына Попова. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй[e].

 

№ 5

Ранее 21 мая 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан вологодского Знаменского Борисоглебского храма о поставлении во иерея диакона Иоанна Семенова

 

(Л. 6) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом изнутри города храма Знамения Пречистыя Богородицы и благоверных князей Бориса и Глеба прихожане: вологоцкой приказной избы подьячей Софонко Васильев, да посацкие люди Кондрашка Крысанфьев, Мишка Кондратьев, Васька Зыков, Матюшка Иванов сын Кожевник, Куска Никитин сын Свешников, Ивашко Архипов, да съезжие избы пристав Логинко Анофреев, да стряпцы Еремка Деянов, Фочка Еремеев, Софронко Семенов, Якунка Иванов, Андрюшка Иванов, Ивашко Афонасьев, Мишка Парфеньев, и все прихожане. В нынешнем, государь, во 183-м году тое нашей прихоцкой церкви старому вдовому попу Игнатью Логинову по твоему (Л. 7) святительскому указу у той нашей прихотцкой церкви служить не велено, и ныне церковь стоит без пения пуста. И мы, прихоцкие люди, выбрали и излюбили тоя же нашей прихоцкой церкви дьякона Ивана Семенова. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, прихоцких людей, благослови, государь, и совершы того дьякона Ивана к той церкве в попы, чтоб та наша прихоцкая церковь без пения не была. Государь святитель, смилуйся пожалуй[f].

 

№ 6

Ранее 13 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону игумена Николаевского Коряжемского монастыря[12] Варсонофия[13] с братией о хиротонии монаха Иосифа

 

(Л. 8) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом богомольцы твои Сольвычегоцкого уезду Николаевского Коряжемского монастыря игумен Варсонофей з братею. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, богомольцов своих, благослови, государь, монаха Иосифа и постави его во дьяконы и соверши в попы во свое святительское богомолье к нам, богомольцам твоим, в Николаевской Коряжемской монастырь. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй.

183-го июня в 13 день поставлен и ставленая грамота дана[g].

 

№ 7

1675 г. февраля 2 — июня 6.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан усть-вымской Благовещенской церкви о поставлении во диакона Алексея Григорьева сына Иконникова

 

(Л. 9) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодцкому и Белоозерскому, бьют челом сироты твои усть-вымского приходу крестьянинишка: церковной староста Марчко Вахромеев, да крестьянишка Коземка Пономарев, Ларка Тренин, Ивашко Тюрин, Гришка Бакланов, Исачко Козлов, Гришка Романов, Ивашко Ярафеев, Панфилко Копанов, Давыдко Мартынов, Ромашко Арихиных, Онисемко Поповцов, Сенка Быков, Петрушка Бажуков, Данилко Леонтиев, Бориско Денисов, Петрушка Амосов, Первушка Болотов, Петрушка Карпов, Гришка Абабин, и все усть-вымского приходу крестьянишка. В нынешнем, государь, во 183-м году февраля в 2 день судом Божиим у нас на Усть-Выми диякон Федор преставися. И мы, сироты твои, выбрали, излюбили твоево же архиепископля крестьянина во дьяконы Алексея Григорьева сына Иконникова. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологодцкий и Белоозерский, пожалуй нас, сирот своих, изволь, государь, тово дьячка Алексея на Усть-Вымь к церкви Благовещению Пресвятые Богородицы и великим чюдотворцом во дьяконы поставить. Государь святитель, смилуйся пожалуй.

183-го июня в 6 день ставленая грамота дана[h].

 

№ 8

1675 г. март.– Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону келаря Песочного монастыря[14] Лаврентия с братией о разрешении монаху Иосифу священнодействовать

 

(Л. 10) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоезерскому, бьет челом Вологоцково уезду Успения Пречистые Богородицы и Святого Николы Чюдотворца Песочного монастыря келарь старец Лаврентей, да казначей старец Сергий, старец Васьян, да старец Трифан и вся еже о Христе братия в нынешнем, государь, во 183-м году марта в...[i] день. Служил у нас в Песочном монастыре у церкви Божия черной священник Сава, и ты, государь, изволил иво от нас взять и послал Всемилостиваго Спаса в Рабанской монастырь[15] в игумены. И у нас церковь Божия стоит без пения. И мы, нищие твои святительские богомольцы, и наши монастырские крестьянишка: старостишко Савка Емельянов, да Филка Наумов, Пронка Трофимов, и все крестьянишка выбрали и излюбили того же Песочново монастыря вдового попа Иякова. Жил у нас в Песочном монастыре по твоему святительскому указу у церкви Божии вместо церковного дьячка. И мы, нищие твои богомольцы, и наши монастырские крестьянишка били челом тебе, государю, архиерею Божию, чтоб сего вдового попа Иякова изволил постритчи. И ты, государь, пожаловал нас, нищих своих богомольцев, и нас, сирот, мирских людей, и указал иво, вдового попа Иякова, Всемилостиваго Спаса-Каменного монастыря[16] архимандриту Тихону[17] пострич. И по твоему святительскому указу иво, вдового попа Иякова, архимандрит Тихон постриг, и ныне имя ему Иосиф, и начало ему отошло. Умилостивися, государь великий Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоезерский, пожалуй нас, нищих своих богомольцев, и нас, сирот монастырских крестьянишек, вели, государь, ему, монаху Иосифу, у нас в Песочном монастыре в церкви Божии служить и священническая действовать, чтоб у нас, нищих богомольцев твоих, церковь Божия без пения не была. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй.

183-го июня в 14 день дана иеромонашеская благословенная[j] грамота[k].

 

№ 9

Ранее 21 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону священника Покровской церкви Антипы о переходе в церковь Рождества Пречистой Богородицы

 

(Л. 11) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьет челом твой, государь, святительския паствы Вологоцкаго уезду Раменския волости церкви Покрова Пресвятыя Богородицы поп Антипа. Отшел я, нищей, от церкви Покрова Пресвятыя Богородицы от изгони Федора Михайлова сына Ушакова и детей ево Петра да Ивана Ушаковых же в прошлом, государь, во 179-м году, в голодной год. Просили те Ушаковы у меня хлеба дву четвертей ржы, и я им отказал. И они, Ушаковы, подъеживали ночью на конях ко мне в деревню по хлебы, и ворота на двор выломили, и двери у избы топором секли, и кровлю на житнице розломали. И я их от деревни отгонил. И они, Ушаковы, угрожали мне смертным убойством. И я, убаявся их, от церкви отшел за волость, живу в деревне, скитаюся в мире. И на моиское[l] место к Покрову Богородице пришел старой поп Иван и место занял, и я, убогой, скитаюся без места. Умилостивися, государь Преосвященной Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, благослови к ыной церкви служить — в вотчину Кирилова монастыря в Запогостьскую волость к церкви Рождеству Пречистой Богородицы на вымершее порожное место. Умилостивися, государь, пощади меня, бедного: без земли мне кормитца нечем, семьишка у меня на хлебе десять душ, чтоб мне, скитаючися в мире, голодною смертию не помереть. Великий святитель государь, смилуйся пожалуй[m].

 

№ 10

Ранее 21 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с просьбой о служении в храме священника Антипы Иосифова

 

(Л. 12) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом Белозерского уезду Кирилова монастыря вотчины Запогосныя волости церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и Рождества Иисуса Христа старостишко Никифорко Микин, Артемко Митрофанов, Ивашко Тарасов, Гришка Ансифоров, Моисейко Микин, Левка Трефилов, Ивашко Трефяков, Ивашко Якимов, Сысойко Леонтьив, Гаврилко Мишин, Феодорко Трофимов, Ивашко Тихонов, Федотко Минин, Симеонко Ансифиров, Гришка Анфиногенов, Давыдко Трефилов, Васка Алферов, Петрушка Пантелеив, Исачко Поликарпов, Деокимко Трофимов, Матюшка Симеонов, Ивашко Дементьив, Павличко Афонасиив, Стефанко Пантелеив и все прихоцкие крестьянце. В прошлом, государь, во 182-м году маия в 26 день у нашия Божии церкви Рождества Богородицы священик Андрей Аверкиив судом Божиим помер. И у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, прихоцких крестьянец, благослови к нашей Божией церкви служить священника Антипу Иосифова[n] и к нам жить. Нам он к Божии церкви годен, и во всем смирен, и всем нам, прихоцким крестьяном, люб. А преже сего, государь, дед ево Григорей Гаврилов, и отец, и брат ево служили bу нас[o] в попех и померли ныне. Он нам, священик Антипа Иосифов, к Божии церквы[p] служить годен и всем нам люб. Великий святитель, государь, смилуйся пожалуй[q].

 

№ 11

1675 г. марта 8 — июня 24.– Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан Казанской церкви о поставлении во иерея дьячка Никиты Емельянова

 

(Л. 13) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодцкому и Белоозерскому, бьют челом Казанския Пречистыя Богородицы прихоженя, что из села Погорелово Бориса Афанасивича да стольника Стефана Афонасьивича Зубовых, старосты их Афонька Игнатив да Федка Венедиктов да крестьяне: Сенька Мартьянов, да Сенка Ефремов, да Илюшка Климентов, да Сенька Мокиив, и все их крестьяне. В нынешнем, государь, во 183-м году марта в 8 день волею Божиею того храма священник Козьма, отец наш духовный, преставился, а жена и дети осталися. А есть, государь, ее, попадье, и детям ея сродник — покровской церковной дьячек Никита Емельянов сын Попов Комельския волости, человек смирен и в грамоте во церкве Божей работать учен. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологодцкий и Белоозерский, пожалуй нас, сирот государевых и своих святительских, благослови, государь, иво, Никиту диячка, якоже чин по степенем и во священники рукоположы ко храму и престолу Казанския Пречистыя Богородицы на вдовствующее место преставльшагося отца нашего духовнаго священника Козьмы, чтоб ему по твоему благословению священствовать и вдовую попадью с сиротами снабдевать. Государь святитель, смилуйся[r].

 

№ 12

[1675 г.] июня 27.– Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону игумена Николо-Коряжемского монастыря Варсонофия с братией о поставлении во иерея к церкви Пречистой Богородицы в Христофоровской пустыни[18] дьяка Андрея Васильева

 

(Л. 14) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодцкому и Белоозерскому, бьют челом богомольцы твои Соли Вычегодской уезда Николаевского Коряжемского монастыря игумен Варсонофей з братею. Христофоровские пустынь, которая, государь, выставлена из нашего Коряжемского монастыря, церковь Пречистыя Богородицы Одигитрея, у той церкви поп Василей престарелся и за старость и скорбь мало служит. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологодский и Белоозерский, пожалуй нас, богомольцев своих, благослови, государь, к той церкви вместо того престаревшагося попа Василия сына его церковнаго дияка Андреяна Васильева в четцы и во дяконы и поставить, государь, в попы. Государь, смилуйся пожалуй[s].

 

№ 13

1675 г. июня 17–29.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы о поставлении дьячка Федора Яковлева сына Попова во иерея

 

(Л. 15) Великому господину Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоезерскому, бьют челом Вологоцкаго уезду Лежскаго Волоку пречистенския прихожана Исидорова государевы холопы Григорей Андреев сын Волоцкой, Богдан Васильев сын Погорельской, Михайло Андреев сын Волоцкой, Исак Богданов сын Погорельской, да твои государевы рабы: Федор Шестаков, Василей да Семен Ивановы дети Головковы, Гаврило, да Кирило, да Ондрей Григорьевы дети Блиновы, Никита Матфеев сын Блинов, Иван Федоров сын Шестаков, староста церковной Максим Малофеев, Григорей Емельянов, Исак Ларионов, Козма Иванов, Авдей Иванов, Дорофей Прокофьев, Горден Естефеев, Яков Селиванов, Борис Денисов, Гаврило Яковлев, Леонтей Евсевьев, Яков Яковлев, Кирило Михайлов, Леонтей Петров, Михайла Павлов, Гаврило Антипьев, Никита Артемьев, Сава Осипов, Козьма Иванов, Алексей Титов, Харлам Титов, Кирило Лукьянов, Кирило Ксенефонтов, Михайло Стефанов, Иван Гриорьев, Констентин Кузмин, Нассон Федоров, Иван Тимофеев, Иван Назаров, Иван Васильев, Никита Лукьянов, Клим Захаров, Василей Петров, Александр Стефанов, Павел Ефремов, Григорей Исаков, Иван Карпов, Никон Андронов, Иван Андреев, Семен Иванов, Карп Стефанов, Семен и Иван Ильины, Никита Иванов, Григорей Козмин, Кирило Дементьев, Киприян Никифоров, Василей Пантелеев, Михайло Селиванов, Исак Денисов, Анофрей Артемьев, Сила Вислин, Перфилей Алексеев, Сидор Федоров, Антипа Алексеев, Иван Сергеев, Антон Антропьев, Иван Петров, Харитон Иванов, Федор Никитин, Борис Лукиянов, Еремей Филипьев, Федуло Федоров, Логин Естефеев, Кондратей Федоров, Ермола Титов, Иван Андреев, Назар Иванов, Савелей Осифов, Ярофей Савельев, Никита Якимов, Осип Савельев, Мартьян Ларионов, Василей Филипьев, Третьяк Яковлев, Давыд Филипьев, Федор Тимофеев, Стефан Естефеев, Стефан Алексеев, Алексей Иванов, Лука Володимеров, Мелентей Гаврилов, Нестер Иванов, Гаврило Фаддеев, Матфей Иванов, Иван Гаврилов, Григорей Гаврилов, Веденей Устинов, Никита Поликарпов, Тимофей Матфеев, Пров Ведениктов, Семен Матфеев, Федор Логинов, Терентей Данилов, Григорей Терентьев, Гаврило Никитин, Павел Панкратьев, Петр Григорьев, Иван Матфеев, Анисим Ермолаев, Фалей Алексеев, Авдоким Малафеев, Козьма Власьев, Иван да Демен (Л. 16) тей Дорофеевы дети.

В нынешнем во 183-м месяца июня в 17 день выбрали и излюбили церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова на Лежской Волок в попы к церкви Рождеству Пречистой Богородицы в Сидорова в попы[t] на место отца его попа Иякова, что он человек доброй, и грамоте умеет, и смирен, и церковному правилу искусен, и от Божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле. Отец его поп Ияков отто[u] Фролова дня головой болен, ушми не слышит и очми туп, мало видит. Умилостивися, великий господин Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоезерский, и пожалуй, государь, нас поставь того дьячка Федора в свещеносцы, и в четцы, и в подьяконы, и во дьяконы к церкви Рожеству Пречистыя Богородицы в Сидорово на место отца его попа Иякова и соверши в попы. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй[v].

 

№ 14

Ранее 30 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому прихожан Иоанно-Богословской и Николаевской церквей о поставлении во иерея Диомида

 

(Л. 17) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белозерскому, бьют челом прихожаня Лежскаго Волоку Иоанна Богослова да Николая Чюдотворца что в Пабережье холопы государевы: Илюшка, да Любимка, да Гаврилко Возновы детишка Волоцкие, Коземка Федоров сын Анисов с крестьяны своими, Осифейко Лекин сын Лукиных, да твои, государя, святительские крестьяня: Ермолка Митрофанов, Романко Егоров, Ивашко Осифов, Естифейко Кондратьев, Игошка Яковлев, Веторунка Иванов, Афонка Егоров, Стефанко Микифоров, Филип Яковлев, Гришка Афонасьев, Степка Артемьев, Гришка Козмин, Тимка Калиньев, Мишка Кирилов, Карпунка Зиновьев, Илимко Иванов, Гришка Филипов, Тимка Матвиев, Титко Денисов, Артюшка Карпов, Ивашко Васильев, и все прихожаня Иоанна Богослова да Николая Чюдотворца.

Изволил ты, государь великий святитель, у нас в приходе вдовому попу Михаилу не быть за ево старость, и он, поп Михайло, ушел прочь безвестно, неведомо куды, у нас в приходе нет. И нынечи, государь, у нас в приходе церкви Божии стоят без пения, и роженицы лежат без молитв во многое время, и без причастия помирают многие, и усопшия лежат поверх земли подолгу во многие времяна, а иные приходы у нас удалели, и попы к нам не ездят, потому что время работное. И мы преже сего выбрали, излюбили того вдовова попа Михаила сына его средняго Диомида х той церкви на место отца его в попы, потому что нам он годен. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белозерский, пожалуй нас, николаевских прихожан, поставь того Диомида в попы. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй[w].

 

№ 15

Ранее 4 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Никиты с братией о поставлении во диаконы монахов Иоасафа и Иннокентия

 

(Л. 18) Великому господину Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом царского богомолия, твоей, государь, святительской паствы Успения Пречистые Богородицы Кирилова монастыря архимандрит Никита з братиею. В Кирилове, государь, монастыре иеродиаконами скудно, послали мы к тебе, государю, монаха Иоасафа да монаха Инокентия. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, царских и своих святительских богомольцов, освяти, государь, их, монаха Иоасафа и монаха Инокентия, во иеродиаконы. Государь Преосвященный и архиепископ, смилуйся пожалуй[x].

 

№ 16

Ранее 4 июля [1675 г.] — Челобитная архиепископу Вологодскому Воскресенского приходу и Белозерскому Симону церковного старосты Василия Ананьина и других прихожан о поставлении во иерея Василия Емельянова сына Хмеленина

 

(Л. 19) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом сироты Вологоцкого уезду Сянжемской трети Белтяивы слободы Воскресенского приходу воскресенской церковной староста Васька Ананьин да и все старосты и крестьяна того Воскресенского приходу. В нынешнем, государь, году мы, сироты, били челом тебе, великому святителю, о Григорье Ларионове сыне Попове и на него выбор дали. И ты, государь великий святитель, в попы того Григорья не благословил. И после иво, Григорья, мы, сироты, выбрали и излюбили в попы к Воскресению Христову, а к Георгию Страстотерпцу Василья Емельянова сына, а прозванием Хмеленина. Милостивый государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, сирот, поставь того Василья Емельянова сына в попы. А боли и родильницы у нас без причастия и без молитвы помирают. Государь великий святитель, смилуйся[y].

 

№ 17

[1675 г.] – Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону архимандрита Спасо-Каменного монастыря Тихона с братией о поставлении в диакона дьячка Стефана Сидорова

 

(Л. 20) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьет челом царского и твоево святительского богомолья Всемилостиваго Спаса Каменного монастыря архимандрит Тихон з братею, а в том у тебя, государя, милости просим. Ныне, государь, в царском и в твоем святительском богомолье, у нас в Камянном монастыре, дьяконов нам мало, тольку един черной дьякон. И аднаму, государь, службы дьяконския много, и устав, и книгохранительная на нем же, дьяконе, положена. И ныне, государь, бил челом к нам в Камянной монастырь дьячек Стефанко Сидаров. Милостивый государь, великий архиерей Божий Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пажалуй нас, царских и своих святительских богомольцев, благослови, государь, и поставь во дьяконы того нашего монастырского дьячка к нам в Камянной монастырь. Великий архиерей Божий, смилуйся[z].

 

№ 18

После 3 июля 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону архимандрита Кириллова Белозерского монастыря Никиты с братией о поставлении во диакона монаха Маркелла

 

(Л. 21) Великому господину Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьет челом царского богомолья, твоей святительской паствы Успения Пречистые Богородицы Кирилова монастыря архимандрит Никита з братьею. В нынешнем, государь, во 183-м году июля в 3 день послали мы к тебе, государю, для посвящения во иеродьяконы монаха Маркела. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, царских и своих святительских богомольцов, освяти, государь, ево, монаха Маркела, во иеродиаконы. Государь, смилуйся пожалуй[aa].

 

№ 19

Ранее 15 августа [1675 г.] — Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан храмов Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца о поставлении во иерея Ивана Иванова сына Попова

 

(Л. 22) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом великого государя холопи Сямские волости Рождества Пречистыя Богородицы да Николы Чюдотворца, что на Ватланове, прихожаня Савка, да Петрушка, да Васька Ивановы дети Лихаревы, да церковной староста Федоров крестьянин Темкина Сенка Остафьев, да крестьяне: Ларка Федоров, Екимко Яковлев, Галанка Ларионов, Якунка Яковлев, Ротька Федоров, Фетька Иванов, Дмитрея Андреева сына Бердяева староста Степка Иванов, крестьяне Ивашко Павлов, Ивашко Никанов, Микитка Маркелов, Екимко Корнилов, Игнашка Павлов, Савы Иванова сына Лихарева староста Петрушка Иванов, крестьяне Афонка да Ромашка Анфимовы, Петра Семичова староста Ивашко Васильев, крестьяне Ермолка Гаврилов, Мишка Борисов, Василья Аксакова крестьяня Исачко Мокиев, Омелка Алексиев, Ивана Ленина крестьянин Оська Васильев, и все прихожения тех поместий и вотчин старосты и крестьяня.

Выбрали мы, государь, и излюбили к церквам Божиим к Рождеству Богородицы да к Николе Чюдотворцу в попы тоя ж Сямские волости от Николы Чюдотворца с Сориц церковново дьячка Ивана Иванова сына Попова и выбор ему дали. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, великого государя холопей и всех прихожан тех поместей, и вотчин старост и крестьян, благослови, постави того дьячка Ивана к нам в попы. А у нас, государь, церковь Божия стоит без пения, а в приходе боли лежат и помирают бес покаяния и бес причастия, а родильницы лежат без молитов.

А нашево же приходу немногие люди выбор дали покойново священника Григорья сыну ево Илье. А он, Илья, грамоте худ и говорить не умеет, речь тяжела, с такое ево дело не будет. А се, государь, дед ево и отец бывали боярские Дорофея Ельчанинова крестьяне, а сказывают у себя отпускную, а отпускные не кажут. А буде, государь, и отпускная есть отцу их покойному попу Григорью, а детям ево отпускные нет, и та отпускная им не крепка. И тебе бы, государь великий святитель, про то про все было ведомо.

Государь великий святитель, смилуйся пожалуй[bb].

 

 

Примечания

 


[a] Так в рукописи.

[b] На обороте разными почерками: Богомольцу нашему Симону, архиепископу Вологодскому и Белозерскому. 182-го июня в 4 день подана. Печатные взяты. Диак Перфилей Семенников. Справил Васька Дементиев.

[c] На обороте записи разными почерками: Иеромонах Кирил: сей сын мой духовный диакон Савва достоин священства по его исповеди, руку приложил 183-го году априля в 17 день. К сей челобитной Кирилова монастыря архимандрит Никита руку приложил.

[d] На обороте записи разными почерками: 183-го майя в 17 день дана настольная грамота. К сей челобитной келарь старец Пахомей руку приложил. К сей челобитной иеромонах Генадей, и вместо братии, и вместо детей своих духовных по их веленью руку приложил. К сей челобитной леонтиевъской поп Семион вместо слуг, и служебников, и крестьян, детей своих духовных, по их велению руку приложил. Внизу листа красным карандашом нарисован крест (XIX в.?).

[e] На обороте разными почерками: 183-го мая в 17 день дана грамота. Софейскаго собора поп Матфей исповедал сына своего духовнаго Василя, и по его исповеди достоин священньства, и руку приложил.

[f] На обороте разными почерками записи: Мая в 21 день поставлен. Сей сын мой духовный диякон Иоанн по его исповеди достоин священства, Софейского собору поп Андрей руку приложил. К сей челобитной подьячей Софонко Василиев руку приложил. К сей челобитной посацкой человек Ивашко Архипов руку приложил. К сей челобитной посацкой человек Мишка Кондратьев вместо отца своего Кондратя Крисатева по его велению руку приложил. К сей челобитной вместо посацкова человека Матфея Иванова Кожевника по ево велению Мишка Кондратьев руку приложил. К сей челобитной Матюшка Иванов руку приложил. К сей челобитной Кузка Никитин сын Свешников руку приложил. К сей челобитной приказной избы площедной подьячей Петрушка Васильев вместо вологжан стрельцов Еремея Деева, да Фоки Еремеева, да Якова Иванова, да Ондрея Иванова, да Ивана Офанасьева, да Михайла Парфеньева по их веленью руку приложил. К сей челобитной вологодцкой стрелец Софронко Семенов сын Соболев руку приложил. К сей челобитной Алешка Софонов вместо Василья Степанова Зыкова по иво веленью руку приложил.

[g] На обороте разными почерками: К сей челобитной игумен Варсонофей руку приложил. Иеромонах Кирил: сей сын мой духовный монах Иосиф достоин священства по его исповеди, руку приложил.

[h] На обороте разными почерками: Сей сын мой духовной Алексей по его исповеди достоин дьяконства, сие приписал протопоп Иона. К сей челобитной усть-вымской поп Лука вместо усть-вымского приходу мирских людей по их веленью и руку приложил. К сей челобитной Марчко Вахромеев руку приложил. К сей челобитной Герасимко Иванов сын Тырин вместо отца своего Ивана руку приложил. К сей челобитной Бориско Денисов руку приложил. К сей челобитной Ивашко руку приложил.

[i] В рукописи пропуск, оставлено место для даты.

[j] Написано над строкой.

[k] На обороте разными почерками: Иеромонах Кирил: сей сын мой духовный монах Иосиф достоин священства по его исповеди, руку приложил. Июня в 15 день дана иеромонашеская грамота.

[l] Так в рукописи.

[m] На обороте другим почерком: 183-го июня в 21 день дана перехожая грамота.

[n] Написано над строкой.

b[o] Написано над строкой.

[p] Написано над строкой.

[q] На обороте другим почерком: К сей мирской челобитной Чюровские волости пречистенской поп Иосиф Порфирьив вместо старосты и всех прихоцких крестьян по их велению руку приложил.

[r] На обороте разными почерками: Июня в 24 день поставлен. Сей сын мой духовный Никита по его исповеди достоин ерейства, Софейского собору ключарь поп Косма руку приложил. К сей челобитной стольника и полковника Стефана Офонасьевича Зубова и вместо старосты и крестьян ево, Стефановых, приказной человек Ромашко Дмитриев руку приложил.

[s] На обороте разными почерками: Июня в 27 день поставлен. Софийскаго собору поп Поликарп: сей сын мой духовный Андреан по его исповеди достоин священства, и руку приложил. К сей челобитной Коряжемского монастыря игумен Варсонофей руку приложил. К сей челобитной Христофоровъской пустыни поп Василей руку приложил.

[t] Так в рукописи.

[u] Так в рукописи.

[v] На обороте разными почерками: Июня в 29 день поставлен. Софейскаго собора поп Матфей исповедал сына своего духовнаго Феодора, и по его исповеди достоин священства, и руку приложил. К сей челобитной пречистенской поп Ияков и вместо детей своих духовных Григорья Волоцкого да Федора Шестакова, Василья Голкова, Андрея Блинова, Никиты Блинова, и всех детей своих духовных, кои в сем излюбе имяны писаны, по их веленю руку приложил. К сей челобитной Исак Богданов сын Погорельской вместо дворян отца своево Богдана Васильевича Погорельского, да Михайла Фадеева сына Золощикова, Гаврила да Кирила Григорьевых детей Блиновых, да Семена Иванова сына Головкова, и вместо крестьян своих и Михайловых, кои в сей челобитной имяны писаны, по их веленью руку приложил. К сей челобитной Ивашко Шестаков вместо церковного старосты Максима Малахиева и пречистенских прихожан, кои в сей челобитной имяны писаны, по их велению и руку приложил.

[w] На обороте разными почерками: 183-го июня в 30 день поставлен. Сей сын мой духовный Диомид по его исповеди достоин священства, Софейского собору поп Андрей руку приложил. К сей челобитной пятницкой поп Антоней по велению никольских прихожан, кои в сей челобитной имяны писаны, в их место и руку приложил.

[x] На обороте разными почерками: Июня в 4 день монах Инокентей в дьяконы поставлен, а Иоасафу отказано. К сей челобитной Кирилова монастыря архимандрит Никита руку приложил.

[y] На обороте разными почерками: Июля в 4 день поставлен. Софейского собору поп Феодор: сей сын мой духовной Василей по иво исповеди достоин священства, и руку приложил. К сей челобитной ильинской поп Ефрем вместо церковного старосты Василя Ананьина и всех крестьян Воскресенского приходу по их веленью руку приложил

[z] На обороте разными почерками: Сей сын мой духовный Стефан по его исповеди достоин диаконства, протопоп Иоан руку приложил. К сей челобитной архимандрит Тихон руку приложил.

[aa] На обороте разными почерками: +Иеромонах Кирил: сей сын мой духовный монах Маркел достоин священнодияконства по его исповеди, руку приложил. К сей челобитной Кирилова монастыря архимандрит Никита руку приложил.

[bb] На обороте разными почерками: Августа в 15 день поставлен и грамота дана. К сей челобитной николаевской поп Федор вместо Рожества Богородицы прихожан по их веленью руку приложил. К сей челобитной Савка Иванов сын Лихорев руку приложил. Сей сын мой духовный Иоан по его исповеди достоин ерейства, ключарь поп Косма руку приложил.

 


[1] Симон (†29 апреля 1685 г.), хиротонисан в архиепископа Вологодского и Белозерского из игуменов Александро-Свирского монастыря 23 октября 1664 г., с 1684 г. на покое. Погребен в Спасо-Прилуцком монастыре.

[2] Иоасаф († 17 февраля 1672 г.), Патриарх Московский и всея Руси с 10 февраля 1667 г.

[3] Мисаил (23 февраля 1684 г.), хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского 9 июля 1667 г., с 14 сентября 1671 г. митрополит Белгородский и Обоянский.

[4] Кириллов Белозерский Успенский монастырь на берегу Сиверского озера был основан в 1397 г. прп. Кириллом Белозерским. В 1924 г. закрыт, в монастырских зданиях разместился Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в 1998 г. монастырь возобновлен.

[5] Павел (†1636 г.), 12 октября 1623 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского с возведением в сан архиепископа, с 31 декабря 1626 г. митрополит Сарский и Подонский.

[6] Никита (†1704 г.), дважды – в 1661–1664 гг. и с 26 декабря 1667 г. по 6 ноября 1681 г. настоятельствовал в Кирилловом Белозерском монастыре. 6 ноября 1681 г. хиротонисан во епископа Звенигородского.

[7] Дионисиев Глушицкий монастырь, основан в начале XV в. на берегу реки Глушицы прп. Дионисием Глушицким, до 1680 г. включал в себя обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Сосновецкую Иоанно-Предтеченскую пустынь.

[8] Игуменство Никона в Глушицком монастыре было недолгим: с 17 мая 1675 г. по март 1677 г. В перечне П. М. Строева Никон не назван среди игуменов Глушицкого монастыря, но указано, что 15 апреля 1675 г. скончался игумен Дионисий, следующим с марта 1677 г. назван Кирилл (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 748).

[9] Иннокентиев Комельский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1491 г. прп. Иннокентием на р. Еде, примерно в 50 верстах к юго-востоку от Вологды. В 1764 г. закрыт, к настоящему времени монастырские постройки полностью разрушены. В перечне П. М. Строева в Иннокентиевом монастыре игумена с именем Никон нет, возможно, он был настоятелем между 1665 и 1675 гг.

[10] Горний Успенский женский монастырь в Вологде, основан в 1590 г. старицей Доминикией. В 1918 г. закрыт, в 1995 г. началось восстановление Успенского храма, в 1996 г. возобновились богослужения.

[11] Согласно перечню П. М. Строева, игумения Екатерина управляла монастырем до 1685 г. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 771; начало ее игуменства Строев относит к 1677 г.).

[12] Николаевский Коряжемский монастырь основан прп. Логгином (†10 февраля 1540 г.) и иноком Корнилиева Комельского Введенского монастыря Симоном (†1562 г.) в 1535 г. недалеко от Сольвычегодска при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду. В 1863 г. упразднен и приписан к сольвычегодскому Введенскому монастырю, в 1896 г. вновь открыт. В 1917–1918 гг. закрыт, в 1930-х гг. разрушены Благовещенская церковь и колокольня. В 1989 г. уцелевшие здания перешли к церковной общине, и началось восстановление монастырского комплекса.

[13] Согласно перечню П. М. Строева, игумен Варсонофий управлял Николаевским Коряжемским монастырем в 1668–1684 гг. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 754).

[14] Песоцкий (Песочный) Успенский монастырь (Антониева Введенская пустынь) основан в XVI в. на берегу Кубенского озера на месте явления иконы Божией Матери «Успение». В 1764 г. монастырь был упразднен.

[15] Спасо-Преображенский Рабангский монастырь основан прп. Филиппом, монахом Дионисиево-Глушицкого монастыря, в 1447 г. на реке Рабанге, в 1764 г. упразднен.

[16] Спасо-Каменный Преображенский монастырь располагался в 45 км к северо-западу от Вологды на острове в Кубенском озере. Принято считать, что он был основан в 1260 г. (по другим данным, в 1269 г.) князем Глебом Васильковичем, первым из князей самостоятельного Белозерского княжества. С 1764 г. третьеклассный, в 1774 г. упразднен, в 1801 г. возобновлен, закрыт в 1925 г..

[17] Тихон являлся архимандритом Спасо-Каменного монастыря с 15 августа 1672 г. до 1676 г. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 743).

[18] Христофоровская Богородицкая пустынь, основана прп. Христофором, учеником прп. Логгина Коряжемского, около 1555 г. в 27 верстах от Сольвычегодска, в 1764 г. упразднена.

Форумы