Икона VII в. Мадонна Пантеонская восстановлена в Риме

Пантеон в 609 г. был подарен византийским императором Фокой папе Римскому Бонифацию IV, который преобразовал его в церковь

 

РИМ. В Риме восстановлена Мадонна Пантеонская, чрезвычайно редкая сохранившаяся икона времен византийского правления в Вечном городе, сообщает The Нistory Blog.

Мадонна Пантеонская восходит к освящению древнеримского храма, посвященного всем богам, как христианской базилики Санта-Мария-ад-Мартирес. Это произошло 13 мая 609 г. н. э.

Храм был подарен папе Римскому Бонифацию IV византийским императором Фокой, и понтифик преобразовал его в церковь, посвященную Деве Марии и всем христианским мученикам, погибшим от преследований.

Мадонна Пантеонская, вероятно, была подарена Бонифацию Фокой как часть даров и приношений, сделанных в честь освящения новой церкви.

Икона представляет собой Богоматерь Одигитрию, тип христианской иконографии, изображающий Деву Марию, держащую на руках Младенца Иисуса и указывающую на Него правой рукой. Этот мотив был популярен в византийском искусстве с V века. Легенда гласит, что первая из этих икон была написана не кем иным, как св. Лукой Евангелистом, и была обнаружена в Святой Земле византийской императрицей Элией Евдокией, женой Феодосия II.

Написанная яичной темперой на деревянной панели из вяза, Мадонна Пантеонская является фрагментом оригинала, который был намного больше, длиннее и состоял из трех досок. Историки искусства полагают, что Мадонна когда-то была представлена ​​в полный рост, что очень редко для иконы такого типа, ее грандиозные размеры были призваны соответствовать огромным размерам Пантеона.

Паломники почитали ее на протяжении столетий, и было нанесено много слоев лака и краски в попытке сохранить ее, даже когда дерево и оригинальная краска испортились. Эти вмешательства, конечно, дали обратный эффект, оставив икону в ужасном состоянии.

В последний раз чтимый образ реставрировали в 1961 году, после чего его переместили в небольшую часовню в Пантеоне по соображениям безопасности, а копию 1959 года поместили в апсиду над алтарем.

Новая реставрация использовала гораздо менее инвазивные методы с упором на удаление артефактов предыдущих вмешательств и заполнение многочисленных участков утраченной краски с использованием материалов и методов, которые полностью обратимы, если это станет необходимым в будущем.

Диагностические и реставрационные процессы заняли восемь месяцев. Результаты превосходны, золотистое сияние фона и оригинальная палитра восстановлены.

В прошлом году Министерство культуры Италии объявило, вызвало всеобщее возмущение тем, что Пантеон впервые ввел плату за вход. Билет стоит 5 евро (скидки для людей в возрасте от 18 до 25 лет, бесплатно для жителей Рима, детей и инвалидов), 70% выручки пойдут в Министерство культуры на содержание Пантеона, а 30% — Католической Церкви. Вход по-прежнему будет бесплатным в первое воскресенье каждого года, хотя билеты нужно будет бронировать заранее.

Несмотря на вопли протеста против взимания платы за вход в церковь, самый посещаемый памятник Рима не сбавил темп. За первый месяц с начала продажи билетов 3 июля 2023 года порог Пантеона переступили почти 230 000 посетителей, это принесло в его казну 865 000 евро, что намного превзошло ожидания. Сейчас Пантеон переполнен, и Министерство культуры использует эти деньги для улучшения доступа к древнему храму и реставрации его культурных ценностей, таких как икона и древний полихромный мраморный пол.

Форумы