Выставка «Великолепие живописи в Валенсии» открылась в провинциальном испанском городке Альба-де-Тормес

На ней демонстрируются 120 произведений религиозного искусства эпохи Возрождения

 

МАДРИД. В элегантной, но незаконченной базилике в Альба-де-Тормес, в 100 милях от Мадрида, выставлены некоторые из давно рассеянных религиозных сокровищ эпохи испанского Возрождения. Они вновь собраны вместе в рамках уникальной выставки, сообщает британская Тhe Guardian.

Хотя Альба-де-Тормес имеет богатую и бурную историю – здесь находится как прославленный Дом герцогов Альба, так и большая часть останков святой Терезы Авильской – маленький и живописный городок в Кастилии и Леоне не является обычным местом для такого рода художественных выставок, которые чаще всего проводятся в Мадриде или Барселоне. Выставка «Великолепие живописи в Валенсии» призвана изменить ситуацию и помочь сбалансировать культурную географию Испании.

Цель выставки состоит в том, чтобы показать 120 произведений, которые иллюстрируют, как появление итальянского и фламандского искусства в Валенсии повлияло на эпоху Возрождения в Испании. Параллельная цель состоит в том, чтобы принести культурные события в те части страны, которые слишком часто игнорируются.

«Идея возникла потому, что мы действительно хотели перенести искусство в места, где такие важные произведения никогда не демонстрировались», — говорит Николас Кортес, один из промоутеров проекта.

«Но это также касается окружающей среды. Мы хотим, чтобы люди приезжали в такие красивые места и знакомились с ними. С точки зрения истории, Альба-де-Тормес просто великолепна: Святая Тереза ​​Авильская; Святой Иоанн Креста, герцог Альба. Это было похоже на второй королевский двор Испании в 16 веке, когда дело касалось художников и артистов, которые собрались вокруг герцога», — сказал Николас Кортес.

Сегодня в Альба-де-Тормес стало немного спокойнее. Ласточки носятся в голубом небе высоко над гнездами аистов, украшающими древние башни, а далеко внизу река Тормес течет под средневековым мостом.

Несмотря на то, что город находится всего в двух часах езды от Мадрида и в получасе езды от университетского города Саламанки, он находится в провинции, сельские районы которой страдают от медленного разрушительного воздействия депопуляции, наблюдаемого на большей части территории, известной как la España vaciada, или «опустошенная Испания». Помимо проблем урбанизации, безработицы, демографических сдвигов и отсутствия услуг, La España vaciada часто упускается из виду, когда дело касается культуры.

«Мы хотим привлечь людей на La España vaciada », — говорит Хосе Гомес Фречина, куратор выставки и эксперт по искусству Валенсии. — «Мы хотим изменить схемы, чтобы люди не видели подобные вещи только в Мадриде, Барселоне, Севилье или Валенсии».

Гомес Фречина считает, что экспонаты выставки, 90% из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение, привлекут посетителей и помогут отметить ключевую роль, которую Валенсия сыграла в истории испанского искусства.

В центре внимания выставки — картина Хуана де Хуанеса «Христос, привязанный к колонне», работа, которую многие считают одним из величайших достижений испанского Возрождения. На соседнем стенде иммерсивное видео с картиной оживляет ее: Христос смотрит с экрана и двигает Своим измученным телом, наклоняя увенчанную шипами голову и поднимая связанные запястья.

Вокруг этого шедевра размещены картины, предоставленные частными коллекционерами (многие из них представляют собой алтарные панели), отражают иностранное влияние, которое сформировало искусство в Валенсии и сделало восточный город художественным центром.

«По испанским меркам, между 1400 и 1550 годами Валенсия была похожа на Париж или Милан того времени», — говорит Гомес Фречина. — «Это был дом величайшего культурного великолепия того времени – литературного, социального и экономического. Затем Филипп II провозглашает Мадрид столицей с Эль-Эскориалом, и Испания меняется».

Валенсия, добавляет он, стала интеллектуальными и художественными воротами благодаря своему расположению в качестве порта, который связывал Испанию с Римом, Неаполем и Фландрией.

Печально известный валенсийский дворянин Родриго де Борха, более известный как Родриго Борджиа, ставший папой Александром VI, увлекался искусством так же, как и интригами и отравлением. Будущий папа Римский привез итальянского художника Паоло де Сан Леокадио в Испанию, где он написал произведения, в том числе великолепные потолочные фрески в соборе Валенсии, которые были заново открыты 20 лет назад.

На выставке представлены три работы художника, а также картины Фернандо Льяноса и Фернандо Яньеса де ла Альмедины, двух испанских мастеров, которые, как полагают, работали вместе с Леонардо да Винчи во Флоренции и создали часть главного алтаря собора. В частности, «Молитва в Гефсиманском саду» Фернандо Яньеса де ла Альмедины также входит в число 120 картин на выставке в Альба де Тормес.

Прибытие в Валенсию иностранных произведений, художников и стилей, по словам Гомеса Фречины, «поразило город, как молния, освещая путь всем тамошним художникам».

Кураторы надеются, что их выставка станет таким же катализатором. «Обычно здесь такого не бывает», — говорит Кортес, который влюбился в Альбу де Тормес 20 лет назад. — «Мы хотим привнести подобную культуру во многие места по всей Испании – например, в это – и, возможно, даже в разные части Европы. Но мы попробовали это впервые; это будет испытанием».

Кортес уверен, что подобные культурные проекты могут помочь как местам, которые их принимают, так и посетителям, которых они привлекают. «Все это сделали местные предприятия», — говорит он, указывая на панели, освещение и специальные светофильтры, которые команда очень храбрых «людей-пауков» прикрепила к высоким окнам базилики для защиты экспонатов. — «Деньги останутся здесь».

«В будущем мы хотим использовать подобные проекты, чтобы познакомить людей с природой и увидеть невероятно прочную связь между природой и искусством», — говорит он. — «Это займет много времени, но я думаю, что все пройдет очень хорошо. В конце концов, искусство призвано приближать людей к красоте».

Однако все будет зависеть от того, сколько людей освободится от культурной тяжести крупнейших городов Испании и отправится в какое-нибудь скромное место, чтобы увидеть что-то беспрецедентное.

«Мы приземлились здесь как метеорит», — говорит Гомес Фречина. «И теперь нам нужно, чтобы слухи о метеорите распространились».

Форумы