Геномы древних майя раскрывают практику ритуального жертвоприношения близнецов мужского пола

Ученые исследовали практику ритуального жертвоприношения детей в Чичен-Ице

 

МЕХИКО. Эль-Кастильо, также известный как Храм Кукулькана, является одним из крупнейших сооружений Чичен-Ицы, и его архитектура отражает его обширные политические связи.

После краха классических майя Чичен-Ица ​​был одним из крупнейших и наиболее влиятельных городов-государств древних майя, но многое в его политических связях и ритуальной жизни остается плохо изученным.

В ходе исследования, данные которого были опубликованы в журнале Nature, ученые обнаружили практику ритуального жертвоприношения детей, ориентированную исключительно на мужчин.

Близкие родственные отношения, в том числе две пары однояйцевых близнецов, предполагают связь с мифами о происхождении майя Пополь Вух. Дальнейшее сравнение с сегодняшним населением майя показывает генетическое воздействие эпидемий колониальной эпохи.

Древний город майя Чичен-Ица, расположенный в самом сердце полуострова Юкатан в Мексике, является одним из самых знаковых и загадочных археологических памятников Северной Америки. После краха классических майя он был густонаселенным и могущественным политическим центром на протяжении столетий, предшествовавших приходу испанцев.

Влияние Чичен-Ицы распространилось по всему региону майя и глубоко в сердце Центральной Мексики. Известный своей монументальной архитектурой, включающей более дюжины площадок для игры в мяч и многочисленные храмы, в том числе массивный храм Эль-Кастильо, украшенный пернатыми змеями, он уже более столетия находится под археологическими исследованиями.

Чичен-Ица, пожалуй, наиболее известен своими обширными свидетельствами ритуальных убийств, которые включают как физические останки принесенных в жертву людей, так и изображения в монументальном искусстве.

В ходе выемок из священного сенота здесь в начале 20-го века были обнаружены останки сотен людей, а полномасштабное каменное изображение массивного цомпантли (подставки для черепов) в центре города указывает на центральное место жертвоприношения в ритуальной жизни в Чичен-Ице. Однако, несмотря на дурную славу, роль и контекст ритуальных убийств остаются плохо изученными.

Большую часть жертв на этом месте составляют дети и подростки. Хотя широко распространено мнение, что здесь приносили в жертву преимущественно женских особей, в реальности пол по останкам молодых людей трудно определить только с помощью физического осмотра, а более поздние анатомические анализы показывают, что многие из молодых особей старшего возраста на самом деле могут быть мужского пола.

В 1967 году возле священного сенота была обнаружена подземная камера, в которой находились разбросанные останки более сотни маленьких детей. Комната, которая, вероятно, представляла собой перепрофилированный чултун (цистерну с водой), была увеличена и соединена с небольшой пещерой. У древних майя пещеры, сеноты (естественные воронки-колодцы) и чултуны издавна ассоциировались с жертвоприношением детей, и такие подземные объекты широко рассматривались как точки соединения с подземным миром.

Чтобы лучше понять ритуальную жизнь и контекст детских жертвоприношений в Чичен-Ице, международная группа исследователей из таких учреждений, как Институты эволюционной антропологии Макса Планка (MPI-EVA, Лейпциг) и геоантропологии (MPI-GEA, Йена), Национальная школа Университета антропологии и истории (ENAH, Мехико), Национального института антропологии и истории (INAH-Юкатан, Мерида) и Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс) провели углубленное генетическое исследование останков 64 детей, ритуально захороненных в чутуне в Чичен-Ице.

Датирование останков показало, что чултун использовался в качестве места погребения более 500 лет, с 7 по 12 века нашей эры, но большинство детей были похоронены в течение 200-летнего периода политического расцвета Чичен-Ицы между 800 и 1000 годами.

Неожиданно генетический анализ показал, что все 64 протестированных человека были мужчинами. Дальнейший генетический анализ показал, что дети были взяты из местной популяции майя и что по крайней мере четверть детей были тесно связаны с одним ребенком в чултуне. Эти молодые родственники придерживались схожей диеты, что позволяет предположить, что они выросли в одной семье.

«Наши результаты демонстрируют удивительно схожие модели питания среди людей, демонстрирующих семейные связи первой или второй степени», — говорит соавтор Патси Перес-Рамалло, постдокторант кафедры археологии и истории культуры Университетского музея NTNU, Тронхейм, Норвегия, и MPI-GEA.

«Самым удивительным было то, что мы идентифицировали две пары однояйцевых близнецов», — говорит Катрин Нэгеле, соавтор и руководитель группы MPI-EVA. — «Мы можем сказать это с уверенностью, потому что наша стратегия выборки гарантировала, что мы не будем дублировать людей».

В совокупности результаты показывают, что родственные дети мужского пола, вероятно, отбирались парами для ритуальных действий, связанных с чультуном.

«Сходный возраст и рацион питания детей мужского пола, их близкое генетическое родство, а также тот факт, что они были захоронены в одном и том же месте на протяжении более 200 лет, указывают на то, что чултун был местом захоронения после жертвоприношений, где приносимые в жертву люди подвергались захоронению, будучи выбранными по определенной причине», — говорит Оана Дель Кастильо-Чавес, соавтор и исследователь секции физической антропологии Центра INAH Юкатана.

Близнецы занимают особое место в истории происхождения и духовной жизни древних майя. Двойное жертвоприношение является центральной темой священной Книги Совета Майя Киче, известной как Пополь Вух, книги колониальной эпохи, предшественников которой можно проследить на протяжении более чем 2000 лет в регионе майя.

В «Пополь Вух» близнецы Хун Хунахпу и Вукуб Хунахпу спускаются в подземный мир и приносятся в жертву богам после поражения в игре с мячом. Сыновья-близнецы Хун Хунахпу, известные как близнецы-герои Хунахпу и Шбаланке, затем продолжают мстить за своего отца и дядю, проходя повторяющиеся циклы жертвоприношений и воскрешений, чтобы перехитрить богов подземного мира.

Близнецы-герои и их приключения широко представлены в классическом искусстве майя, а поскольку подземные сооружения рассматривались как входы в подземный мир, погребение близнецов и пар близких родственников в чултуне в Чичен-Ице может напоминать ритуалы с участием героев-близнецов.

«Сообщения начала 20-го века ложно популяризировали мрачные истории о молодых женщинах и девочках, приносимых в жертву на этом месте», — говорит Кристина Уориннер, доцент кафедры социальных наук и антропологии Джона Л. Леба в Гарвардском университете и руководитель группы MPI-EVA. — «Это исследование, проведенное в тесном международном сотрудничестве, переворачивает эту историю с ног на голову и раскрывает глубокую связь между ритуальным жертвоприношением и циклами человеческой смерти и возрождения, описанными в священных текстах майя».

Подробная генетическая информация, полученная в Чичен-Ице, также позволила исследователям изучить еще один важный нерешенный вопрос в Мезоамерике: долгосрочное генетическое воздействие эпидемий колониальной эпохи на коренное население.

Работая в тесном сотрудничестве с жителями местной общины майя Тикскакалтюб, исследователи обнаружили доказательства генетического положительного отбора в генах, связанных с иммунитетом, и, в частности, отбора генетических вариантов, защищающих от инфекции сальмонеллы.

В 16 веке в Мексике войны, голод и эпидемии привели к сокращению населения на 90 процентов, а среди наиболее серьезных эпидемий была эпидемия коколизтли 1545 года, недавно идентифицированная как вызванная возбудителем Salmonella enterica Paratyphi C.

«Современные майя несут генетические шрамы этих эпидемий колониальной эпохи», — говорит ведущий автор Родриго Баркера, иммуногенетик и научный сотрудник MPI-EVA. — «Множество доказательств указывает на специфические генетические изменения в иммунных генах современных мексиканцев коренного и смешанного происхождения, которые связаны с повышенной устойчивостью к инфекции Salmonella enterica».

Изучение древней ДНК все чаще позволяет задавать более подробные и сложные вопросы о прошлом.

«Новая информация, полученная из древней ДНК, не только позволила нам развеять устаревшие гипотезы и предположения и получить новое понимание биологических последствий прошлых событий, но и дала нам возможность заглянуть в культурную жизнь древних майя», — говорит Йоханнес Краузе, директор отдела археогенетики MPI-EVA.

Такие изыскания также дают возможность исследователям из числа коренных народов формировать повествования о прошлом и устанавливать приоритеты на будущее.

«Для меня как профессора-исследователя коренного происхождения важно то, что я могу внести свой вклад в формирование знаний», — говорит Мария Эрмила Му-Мезета, соавтор исследования майя и научный сотрудник Автономного университета Юкатана (UADY). — «Я считаю важным сохранение исторической памяти народа майя».

Форумы