Выставка «Христос за пазухой. Искусство медного литья» проходит в Москве

В экспозиции в Коломенском представлены основные типы медного литья: поморский, гуслицкий, никологорский и московский
МОСКВА. Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Христос за пазухой. Искусство медного литья». Посетители Дворца царя Алексея Михайловича смогут познакомиться с лучшими образцами из коллекции меднолитых икон, находящихся в собрании музея-заповедника.

Первые меднолитые иконы появились на Руси в XI веке, это были привозные образцы из Византии. Спустя столетие древнерусские мастера освоили меднолитейное дело и усовершенствовали технику. Один из самых распространенных видов литья был основан на создании восковой модели иконы. Готовую модель обмазывали глиной и обжигали. Воск вытекал, а в полученную форму заливали металл.

В начале XVIII века массовое производство меднолитых икон было ограничено из-за дефицита цветного металла, связанного с потребностью государства развивать военную отрасль. Кроме того, медные иконы и кресты стали символом старообрядчества, приверженцы которого были гонимы властью. Согласно Указу Петра I от 31 января 1723 года запрещались не только производство и продажа, но и даже само бытование предметов медного литья.

Мастера-литейщики уезжали подальше от крупных городов. Производство и почитание меднолитых икон продолжались в старообрядческих центрах. Можно сказать, что миниатюрные образа спасались от преследований вместе с хозяевами. У русского народа выражение «как у Христа за пазухой» означает высшую степень защищенности. Меднолитые иконы с изображениями Христа, Богоматери или святых угодников, наоборот, находились как бы под личной защитой человека, прятались как самое дорогое, иногда под одеждой, сохранялись за пазухой. Отсюда и название выставки.

В Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича представлены основные типы медного литья: поморский, гуслицкий, никологорский и московский. Всего 22 предмета, среди них: иконы, складни и кресты.

Особым изяществом отличались изделия мастеров Русского Севера, где в конце XVII века были основаны литейные мастерские. Признанным шедевром является четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери».

Предметы выговских мастеров служили образцом для подмосковных Гуслиц, мастерских Никологорского Погоста. Гуслицкий тип литья отличается навершиями в виде херувимов, как у киотного креста «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Расцвет «московского литья» пришелся на XIX век. Любимая московскими мастерами эмаль добавляла яркие художественные эффекты, как в иконе «Спас Благое молчание».

Часть предметов представляет разнообразие сюжетов меднолитых икон. Чаще всего отливались иконы с Богородицей и святым Николаем Чудотворцем.

В 1883 году указ Петра I в отношении медных икон перестал действовать, и к концу XIX века меднолитейное дело получило особенный размах. А медные кресты и иконы, сохранившиеся в годы гонений, почитались уже не только в старообрядческой среде, но у всего русского народа.

28 мая 2024 г. — 26 января 2025 г.

вт — вс: 10:00–18:00,

понедельник — выходной

Дворец царя Алексея Михайловича, вход 1,

Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Пресс-служба музея-заповедника «Коломенское»

mgomz.ru | pr@mgomz.ru | 8 499 614 88 80, доб. 5

Форумы