Копия начала XVI в. позволяет реконструировать фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

В частности, она дает представление о том, как на фреске были изображены ноги Иисуса Христа

 

МИЛАН. Ноги Иисуса Христа на картинах эпохи Возрождения обычно изображаются одним из двух способов: пробитыми гвоздями и окровавленными или же в процессе их омовения грешницей.

Однако на знаменитой «Тайной вечере» Леонардо да Винчи в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие — возможно, самой известной картине с изображением Христа самого известного художника того периода — у Мессии сегодня вообще нет ног. Их «отрубили» в 1652 году, чтобы освободить место для дверного проема в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, где находится фреска Леонардо.

Однако исследователи считают, что помимо практических проблем монахов, стремившихся улучшить доступ в свою столовую, готовность уничтожить часть «Тайной вечери» могла иметь какое-то отношение к плохому состоянию этого произведения.

На своей картине Леонардо демонстрирует мастерство линейной перспективы, человеческих эмоций и символизма. Менее убедительным было применение им новой техники живописи, которую он изобрел по заказу герцога Миланского.

Леонардо закрепил штукатурку на стене темпурой и маслом, но вскоре после завершения работы в 1498 году краска начала отслаиваться и опадать. Пар из монастырской кухни и копоть от стоявших рядом свечей ускорили ухудшение состояния фрески.

«Путаница клякс», — так спустя 60 лет описал знаменитую фреску биограф художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Картина размером 29 на 15 футов на протяжении последующих столетий подвергалась многочисленным, но беспорядочным попыткам реставрации, которые только еще более ухудшили ее состояние.

По счастью, у Леонардо были способные ученики, которые нарисовали копии «Тайной вечери» на старом добром холсте.

Одна из таких копий сделана, как считают, около 1515–1520 гг. северо-итальянским художником Джампьетрино или же известным учеником Леонардо Джованни Антонио Больтраффио. Работа сегодня хранится в лондонской Королевской академии художеств.

Именно эта копия легла в основу цифровой реконструкции фрески Леонардо.

На копии фрески ноги Иисуса обуты в сандалии и расположены жестом, напоминающим о Его приближающемся распятии. Другие детали, уже не видные на фреске, включают поднятый палец сомневающегося Фомы, солонку, опрокинутую Иудой, и кошелек с денариями апостола-предателя.

Дверной проем в трапезной миланского монастыря позднее все же был заложен кирпичом, и теперь посетители могут стоять под ногами Иисуса и восхищаться реставрацией фрески, которая длилась два десятилетия, сообщает ArtnetNews.

Форумы