Ранний шедевр Тициана «Отдых на пути в Египет» возглавит торги в разделе «Старые мастера» на аукционе Christie's

Картина в прошлом принадлежала Габсбургам и Наполеону, потом оказалась в коллекции маркиза Бата

 

ЛОНДОН. Ранний шедевр Тициана «Отдых на пути в Египет» возглавит торги в разделе «Старые мастера» на аукционе Christie's в Лондоне 2 июля 2024 г., сообщает официальный сайт аукционного дома Christie's.

Небольшая картина размером 46 X 62,9 см. выставляется с начальной ценой £15 000 000 - 25 000 000.

Картина Тициана «Отдых на пути в Египет» выходит на рынок впервые за более чем 145 лет.

Это одна из последних религиозных работ, написанных в ранний период творчества художника, остававшаяся в частных руках.

Картина прошла через некоторые из величайших коллекций Европы и в последний раз была продана на аукционе Christie's в 1878 году, прежде чем попасть в коллекцию Longleat House.

Орландо Рок, президент аукциона Christie's в Великобритании, прокомментировал предстоящую продажу так: «Этот возвышенный ранний шедевр Тициана — одно из самых поэтических произведений юности Тициана. Эта волшебная религиозная картина, имеющая безупречное происхождение, прошедшая через руки герцогов, эрцгерцогов и императоров Священной Римской империи, пользуется редкой славой: ее украли не один, а два раза – сначала Наполеон, а во-вторых, в конце середины 1990-х годов. Для нас большая честь, что нам доверили представить эту важную и прекрасно наблюдаемую картину на рынке Лондона в июле этого года».

Эндрю Флетчер, руководитель отдела старых мастеров Christie's, отметил: «Это самая важная работа Тициана, поступившая на аукционный рынок за более чем одно поколение, и один из очень немногих шедевров художника, остававшихся в частных руках. Эта картина воплощает революцию в живописи, совершенную Тицианом в начале XVI века, и является поистине выдающимся примером новаторского подхода художника как к использованию цвета, так и к изображению человеческой формы в мире природы. Художественный словарь, который обеспечил ему статус первого венецианского художника, добившегося известности во всей Европе при жизни, и его положение одного из величайших художников в истории западного искусства».

История этой картины начинается с того, что она впервые была задокументирована в коллекции венецианского купца Бартоломео делла Наве (1571/79-1632 гг.), описанного в 1629 году в качестве торговца, чья деятельность была сосредоточена на торговле специями. В описи Делла Наве обнаруживается удивительная коллекция, равную которой вряд ли можно было найти в Венеции в его дни, и включавшая не менее пятнадцати работ Тициана, в том числе «Цыганскую Мадонну» (около 1511 г.). Там же хранились «Виоланта» (около 1510–1515 гг.) и «Нимфа и пастух» (около 1570 г.) (все в Вене, Художественно-исторический музей). Далле Наве принадлежал и зрелый шедевр художника 1565–1576 годов «Смерть Актеона», который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. В 1636 году картина «Отдых на пути в Египет» в инвентарном перечне Делла Наве оценивалась в 200 фунтов стерлингов, что вдвое превышает сумму за «Смерть Актеона». Это позволяет предположить, что ранние работы Тициана ценились выше, чем их более поздние аналоги.

Через брата Бартоломео, Андреа делла Наве, и Бэзила Фейлдинга, 2-го графа Денби, посла короля Англии Карла I Стюарта в Венеции, большая часть коллекции Делла Наве была приобретена целиком зятем Денби, Джеймсом, 1 -м герцогом Гамильтоном, и отправлена в Англию. После казни Гамильтона парламентом в 1649 году коллекция была продана эрцгерцогу Леопольду Вильгельму Австрийскому, губернатору Испанских Нидерландов в 1647–1656 годах.

Картина изображена на медной панели Тенирса с изображением эрцгерцога Леопольда Вильгельма в его Картинной галерее в Брюсселе (Мадрид, Музей Прадо), где она висит рядом с другими работами Тициана, приобретенными из коллекции Делла Наве, среди которых « Нимфа и Пастух», «Виоланта» и «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (около 1511 г., Вена, Художественно-исторический музей), незавершенное панно, эскиз которого молодой Антонис ван Дейк сделал во время своего посещения коллекции венецианского купца в 1622 году.

Картина «Отдых на пути в Египет» оставалась в императорской коллекции – она перешла от Карла VI, императора Священной Римской империи (1685–1740 гг.), к его дочери Марии Терезии (1717–1780 гг.), императрице Священной Римской империи, эрцгерцогине Австрии и королеве Венгрии и Богемии. Затем она досталась Иосифу II, императору Священной Римской империи (1741-1790 гг.). К 1781 году картина была передана во дворец Бельведер в Вене, который в 1809 году был разграблен французскими войсками – картина была изъята для музея Наполеона.

Впоследствии «Отдых на пути в Египет» принадлежал Хью Эндрю Джонстону Манро из Новара (1797–1864), шотландскому землевладельцу, художнику-любителю и одному из самых важных покровителей Тёрнера. Манро сформировал знаменитую коллекцию, в которую вошли «Лукреция» Рембрандта (Вашингтон, Национальная галерея искусств), «Видение Святой Елены» Веронезе (Лондон, Национальная галерея).

Ранний шедевр Тициана «Отдых на пути в Египет» в итоге был приобретен 4 -м маркизом Батом в 1878 году, более 145 лет назад. Картина, которой обладали несколько поколений Батов, попала в заголовки газет в 1995 году, когда ее украли из поместья Лонглит. Семь лет спустя, после того как было объявлено о вознаграждении в размере 100 000 фунтов стерлингов за информацию, ведущую к благополучному возвращению картины, она была найдена в 2002 году в сумке в Лондоне. Картина без рамы была найдена ведущим арт-детективом того времени – покойным Чарльзом Хиллом, бывшим офицером Скотланд-Ярда.

Картину всегда считали своим юношеским шедевром Тициан и обычно датировали ее примерно 1510 годом, однако существуют некоторые неизбежные вариации в точной датировке. На выставке 2012 года в Национальной галерее в Лондоне «Тициан. Свежий взгляд на природу» Антонио Маццотта, датирующий картину примерно 1508–1509 годами, заметил, что монументальная фигура Богородицы «представляет собой прообраз других героинь Тициана» того периода. В частности, это Юдифь в роли Справедливости на отдельном фрагменте фрески входа в Мерчерию в Фондако деи Тедески (около 1508 г., Венеция, Ка д'Оро) и Мария Магдалина в чуть более позднем произведении художника Noli me Tangere (1511–12 гг., Лондон, Национальная галерея).

В своем обзоре выставки Национальной галереи 2012 года, центральным элементом которой было «Бегство в Египет» Тициана 1506–1507 гг.» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Пол Хиллс особо похвалил картину из Лонглита и мастерское использование цвета художником: «Красный цвет платья Богородицы, компенсируемый белой салфеткой, рассматривается с удивительной широтой, а ультрамариновый цвет Ее плаща раскинулся по берегу, встречаясь с ярким янтарем мантии Иосифа, который, в свою очередь, контрастирует с фиолетовым цветом его одежды. Заботливое движение фигур, уравновешенное наклоном стволов деревьев, подчеркивается этой драмой цвета».

Форумы