Папа Франциск восстановил папский титул «Патриарх Запада» в издании «Annuario Pontificio»

Тем самым он отменил решение Папы Бенедикта XVI от 2006 года приостановить этот титул

 

ВАТИКАН. В издании «Annuario Pontificio», или «Папском ежегоднике», выпущенном на прошлой неделе, за 2024 год Папа Римский Франциск восстановил древний почетный папский титул «патриарха Запада», отменив решение Папы Бенедикта XVI от 2006 года приостановить этот титул, сообщило информационное агентство CNA.

Это почетное звание вновь появилось в списке «исторических титулов», используемых для обозначения богословской и светской реальности папской должности. В их число входят, среди прочего, титулы «викарий Иисуса Христа, преемник Князя Апостолов, верховный понтифик Вселенской Церкви и митрополит-архиепископ провинции Рим».

После решения Папы Бенедикта XVI отказаться от титула «патриарх Запада» в 2006 году Дикастерия по содействию христианскому единству (тогда Папский совет по содействию христианскому единству) опубликовала заявление, в котором отмечалось, что он «устарел» и «больше не пригоден для использования».

Дикастерия утверждала, что культурное и географическое понимание Запада расширилось за пределы Западной Европы и охватило также Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию.

«Отказ от этого титула призван выразить исторический и богословский реализм и в то же время быть отказом от притязаний, отказом, который мог бы принести пользу экуменическому диалогу», — заявила тогда дикастерия.

Титул «патриарх Запада» был принят в 642 году Папой Феодором и использовался на протяжении веков, хотя только в 1863 году, во время понтификата Папы Пия IX, этот титул впервые появился в Annuario Pontificio.

Аристоменис «Мениос» Пападимитриу, историк религии из Фордхэмского университета, специализирующийся на современном христианстве, сообщил, что «любая попытка прочитать это решение рискует оказаться в основном спекулятивной и не основанной на серьезном понимании церковных принципов администрирования».

Но Пападимитриу отметил, что «в основе всего лежит вопрос об историческом и современном значении епископского почетного звания «патриарх» и жизни этого термина в превратностях истории».

Ни дикастерия, ни пресс-служба Святого Престола не опубликовали заявления, объясняющего решение Папы Франциска восстановить титул «патриарх Запада».

Это не первый раз, когда Папа Франциск вносит изменения в папские титулы в Annuario Pontificio, официальном справочнике глобального руководства и структуры Католической Церкви объемом более 2400 страниц.

Ранее почетные звания публиковались над краткой папской биографией в этом томе, но с 2020 года они перечислены под этой биографией более мелким шрифтом и обозначены как «исторические титулы».

По словам Маттео Бруни, директора пресс-службы Святого Престола, решение 2020 года «было призвано указать на связь с историей Папства», а не «историзировать» сами титулы.

В том же году кардинал Герхард Мюллер, бывший глава доктринального ведомства Ватикана, отверг этот шаг, назвав его актом «теологического варварства».

Он утверждал, что в пересмотренном ежегоднике термин «наместник Христа» смешан с обозначениями, которые «не имеют ничего общего с первенством и лишь исторически сложились, но не имеют никакого догматического значения, например, «Суверен государства-города Ватикан».

Никос Цойтис, аналитик пресс-службы Константинопольского Патриархата и бывший представитель патриарха Варфоломея I, в статье от 6 апреля заявил, что решение Папы Франциска вновь ввести почетное звание «патриарха Запада» «является частью повторного открытия братства».

«Таким образом он хочет подчеркнуть важность утраченной синодальности в Церкви Господней, которая выражает Его Тело и имеет синодальность как инструмент», — пафосно написал Цойтис.

По его словам. Папа Франциск закрепил за экуменическим диалогом один из главных приоритетов своего понтификата.

В 2014 году Франциск во время апостольского визита в Святую Землю встретился с Патриархом Варфоломеем I по случаю 50-летия исторической встречи Папы Павла VI и Патриарха Константинопольского Афинагора I на Елеонской горе в Иерусалиме в 1964. Это была первая официальная встреча Папы и Константинопольского патриарха с 1438 года, «ознаменовавшая сдвиг парадигмы в экуменических отношениях между Католической и Православной Церквями».

«Мы должны верить, что так же, как камень перед гробом был отброшен, так и все препятствия на пути к нашему полному общению также будут устранены», — сказал Папа Франциск во время своего обращения к Константинопольскому патриарху в 2014 году.

Форумы