Выставка «Сотворение мира» работает в Музее им. Рублева

Цель проекта – показать восточнохристианское понимание процесса cотворения мира и человека через художественные образы
МОСКВА. Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX вв.» работает в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Масштабный проект посвящен одной из центральных тем во всех мировых религиях, его цель – показать восточнохристианское понимание процесса cотворения мира и человека через художественные образы. Кураторы выставки – сотрудники отдела экспертизы и искусствоведческих заключений ЦМИАР Жанна Белик и Ольга Никольская.

Как и каждая тематическая выставка последних лет, экспозиция раскрывает тему через художественные произведения разных периодов (от последней четверти XV до начала XX вв.) и разные виды искусства: здесь представлены иконы, эскизы к храмовым росписям, гравюры, книжные миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства из музейных и частных собраний, всего более 60 произведений.

Выставка представляет памятники, иллюстрирующие процесс сотворения мира. Непосредственно этой теме посвящен целый зал, в котором можно увидеть «чудом сохранившиеся», по выражению О. Никольской, авторские картоны-эскизы к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненные художниками В.А. Котарбинским и П.А. Сведомским в 1887–1895 годах. Здесь, а также на некоторых поздних иконах можно последовательно рассматривать изображения всех семи дней творения.

«И почил Бог в день седьмый» – так называются две небольших иконы последней четверти XVI в. Как рассказала Ж. Белик, впервые подобное изображение появилось как клеймо в четырехчастной иконе 1547 г. из Благовещенского собора Московского Кремля, которая оказалась в центре дискуссии своего времени о новых иконах, в частности – о богословском обосновании изображения Бога-Отца в образе старца, а Христа – в виде ангела с крыльями. На иконах, представленных на выставке, «День седьмый» – это самостоятельный сюжет, здесь можно рассмотреть эти пререкаемые изображения. На одной из них есть интересная деталь, которой не найти в прообразе, – персонификация Земли в виде женщины, которая кормит грудью зверей.

Но кураторы не ограничились изображениями дней творения. По их словам, иконография сотворения мира формировалась в церковном искусстве под влиянием святоотеческих комментариев к книге Бытия, в которых утверждалось участие в акте творения всех трех лиц Святой Троицы. Поэтому экспонирование различных вариантов иконографии Святой Троицы вполне закономерно и ожидаемо. Самый ранний образ на выставке – икона «Троица» последней четверти XV в. в рублевском изводе.

Но есть здесь и персонифицированные образы Новозаветной Троицы (например, «Отечество», «Сопрестолие»), а также отдельные изображения ее первой ипостаси – Бога Отца в облике седовласого старца. Известно, что к таким изображениям критически отнесся Стоглавый собор 1551 г., а Большой Московский собор 1667 г. их определенно запретил, но такие иконы продолжали писать. О. Никольская пояснила, что богословское обоснование подобных образов Творца исходило из пророчеств Даниила и Исайи. Представлены также сложные символические изображения Бога, такие как «Недреманное Око» и «Спас Благое молчание» (в драгоценном серебряном окладе знаменитой мастерской Ф.Я. Мишукова), известные в русской художественной традиции с XVI века и ставшие популярными в позднее время в искусстве старообрядцев.

Как рассказала Ж. Белик, иконография дней творения в христианском искусстве сложилась к концу XI века. Но в древнерусское искусство эта тема пришла значительно позже, на рубеже XVI–XVII столетий, под влиянием западноевропейских гравюр в составе лицевых Библий – Пискатора и Вайгеля. Свое отражение в русских храмовых росписях XVIII века нашли представленные на выставке гравированные листы из Библии, изданной в Аугсбурге Мартином Энгельбрехтом в XVI веке. Куратор предполагает, что до этого времени русских иконописцев и их заказчиков более интересовали житийные образы святых, почитание Богородицы в разнообразной иконографии ее образов, проблемы добра и зла, посмертной участи (Страшный Суд) и т.д.

А история творения обычно ограничивалась историей сотворения первых людей Адама и Евы, их жизни в раю и после грехопадения. Иконы с изображениями Адама, Евы и их потомков с середины XVI века стали включать в праотеческий ряд иконостаса – две подобные иконы встречают гостей у входа на выставку. На иконах изображения прародителей присутствуют в «сложносочиненных» сюжетах «Шестоднев», «Хвалите Господа с небес», «Отче наш» и др. «Изгнание из рая» – самостоятельный сюжет на редкой иконе второй половины XVIII в. из Холмогор, вырезанной из моржовой кости.

На торжественном открытии выставки директор ЦМИАР Михаил Миндлин поблагодарил всех организаторов и участников, среди которых – Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, частные коллекционеры и Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии. Директор музея МДА Антон Новиков отметил, что выставка, посвященная сотворению мира, «промыслительно» открывается накануне Великого поста – она поможет посетителям сосредоточиться на главных смыслах своей жизни. Куратор Жанна Белик также обратила внимание на те смыслы, о которых говорит экспозиция: «Мир был создан Богом целостным, люди ответственны за сохранение этой целостности в мире. Господь представлен в образе Творца; создав человека по образу и подобию своему, Он передал человеку способность творить, и мы вольны создавать в этом мире доброе и прекрасное».

Выставку «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX вв.» можно посетить с 14 марта по 2 июня 2024 года. Ее сопровождают тематические лекции, с расписанием которых можно ознакомиться на сайте ЦМИАР.

Форумы