Восстановлена в первоначальном виде «Maestà» работы Чимабуэ в Нижней базилике в Ассизи

Фреска, написанная между 1285 и 1290 гг., отреставрирована благодаря спонсорской помощи фирмы Ferrari

 

АССИЗИ. Фреска знаменитого средневекового итальянского мастера Чимабуэ в Нижней базилике святого Франциска Ассизского в Ассизи была восстановлена ​​с богатой детализацией и сияющим блеском благодаря финансированию в размере 300 000 евро от производителя роскошных автомобилей Ferrari, сообщает Тhe Нistory blog.

Богоматерь «Maestà» («Маэста» или «Величие»), также известная как «Мадонна с Младенцем, ангелами и святым Франциском», пережила землетрясение 1997 года, опустошившее Ассизи, вызвавшее обрушение крыши соседней Верхней базилики и унесшее жизни четырех человек.

Расположенная в северном трансепте, справа от главного алтаря церкви, картина «Величие» была написана Чимабуэ между 1285 и 1290 годами. Это одна из его самых известных работ, поскольку она содержит один из старейших портретов святого Франциска.

Франциск умер в 1226 году. Самое старое известное его изображение, фреска в бенедиктинском аббатстве Субиако, было создано всего через два года после его смерти. Но это абстрактное изображение в плоском, формальном византийском стиле, а не попытка запечатлеть внешний вид знаменитого подвижника.

Чимабуэ создал настоящий портрет святого Франциска, предположительно на основе описаний, данных ему людьми, знавшими Франциска лично. Так что это самое старое из сохранившихся реалистических изображений.

Фреска также известна своим новаторским использованием перспективы, важным переходным моментом между иератическим византийским стилем и натурализмом, который процветал в эпоху Возрождения.

Картина «Величие» изображает Деву Марию на троне, держащую на коленях Младенца Христа. Трон окружен четырьмя ангелами. Справа — святой Франциск, несущий в руках стигматы.

Мария, Младенец Христос и ангелы — идеализированные изображения, безмятежно красивые в совершенной симметрии. Франциск худощав, у него торчат уши (одно из них опухло от свинки), а в глазах с тяжелыми веками скорее выражение заботы, чем возвышенное спокойствие небесного лица.

Реставрационные работы начались в январе 2023 года. Реставраторы компании по восстановлению культурного наследия Tecnireco сначала изучили фреску с помощью новейших технологий визуализации, используя рентгеновскую флуоресценцию и инфракрасную спектроскопию, чтобы определить, какие части фрески были оригинальными, а какие были более поздними дополнениями. Технология также выявила оригинальные пигменты, использованные Чимабуэ.

После завершения анализа реставраторы удалили толстые отложения атмосферных частиц (пыль, дым, грязь) и слой пожелтевшего защитного лака, нанесенного во время вмешательства 1973 года. Затем они сосредоточились на склеивании участков отслаивающейся краски и позолоты. Штукатурный слой также был повторно приклеен к кладке.

Чтобы не закрашивать оригинальную фреску, они заменили отслоившийся пигмент, особенно азуритовый пигмент, использованный для фона, на нейтральные цвета, такие как серый.

«Мы убрали все дополнения, сделанные на протяжении веков», — говорит Фюзетти, добавляя, что теперь картина обрела первоначальную яркость. — «То, что мы сейчас видим, — это оригинальная работа».

После землетрясения 1997 года персоналу Tecnireco было поручено раз в год очищать все фрески, занимающие площадь 10 000 кв. м. По словам Фузетти, ежегодная чистка пыли поможет поддерживать Maestà di Assisi в хорошем состоянии.

«Нам не придется восстанавливать его еще 60 или 70, а может быть, даже 100 лет», — добавляет Фузетти. — «В результате будущее обслуживание станет более доступным».

Детали трона выглядят потрясающе, инкрустация подчеркнута сияющей позолотой, которую до реставрации вообще не было видно. Всклокоченная борода святого Франциска также приобретает совершенно новое значение.

Форумы