Епархиальный музей Теруэля выставил после реставрации «Заступничество Богородицы» работы Михеля Ситтова

Картина приписывается мастеру XV века – уроженцу Ревеля (Таллина)

 

МАДРИД. Приобретение Епархиальным музеем Теруэля выдающегося произведения фламандской живописи XV века под названием «Заступничество Богородицы» («Заступничество Девы Марии перед Богом-Отцом и Иисусом Христом») стало важным событием в культурной жизни Испании, сообщает интернет-издание Нeraldode Aragón.

Картина, приписываемая фламандскому художнику Мишелю Ситтову, работавшему при дворе католических монархов в конце 15 века, стала последним дополнением коллекции музея.

Работа была подарена епископству Теруэля решением общины босых кармелитов, когда в 2020 году они закрыли свой монастырь, который этот орден занимали в Теруэле с 17 века.

Картина выделяется своим колоритом, типичной для фламандского стиля, и виртуозной обработкой богатых драпировок.

Работа, ранее подвергшаяся трехмесячному процессу реставрации, имеет «невероятное качество», как подчеркнул реставратор Ковадонга Менендес.

Произведение экспонируется в музейном зале вместе с другими современными ему картинами.

Директор Епархиального музея Теруэля Педро Луис Эрнандо признал, что авторство картины «обсуждается». Как он пояснил, среди аргументов в пользу приписывания ее Ситтову выделяется композиционное сходство с произведением этого автора, выставленным в Лувре в Париже, однако в последнее время эта атрибуция была поставлена ​​под сомнение.

Но, по словам Педро Луиса Эрнандо, главным в «Заступничестве Богородицы» является не ее создатель, а «качество произведения, его красота и способность передавать эмоции». Он добавил, что в этих областях живопись картины имеет «исключительную» высоту.

Педро Луис Эрнандо пояснил, что неизвестно, как эта исключительная работа попала в руки кармелитов, но все указывает на то, что это было пожертвование благочестивой семьи или послушника, который присоединился к монашеской общине и внес его в качестве вклада.

Единственная документация о картине — это, как пояснила генеральный директор Heritage Глория Перес, небольшая аннотация, которую монахиня наклеила на обратную сторону картины в 1942 году вместе с текстом: «Очень ценная работа» (при ее тогдашней оценке в 200 000 песет).

В настоящее время стоимость шедевра превышает стоимость самого монастыря, в котором он находился, отметил Эрнандо.

Все указывает на то, что картина входила в состав триптиха как его центральный образ, но судьба двух сопровождавших ее картин неизвестна.

* * *

Выдающийся мастер старонидерландского искусства, ученик Мемлинга, один из крупнейших портретистов своего времени, Мишель Ситтов (иначе - Михель Зиттов, Michel Sittow) родился около 1459 года в Ревеле (Таллине), входившем в то время в состав Ливонской конфедерации, в в семье фламандского резчика по дереву ван дер Зюдова и дочери состоятельного шведского купца из Финляндии.

После стажировки в мастерской Мемлинга в Брюгге и, вероятно, посещения Италии поступил на службу ко двору «их католических величеств» в испанском Толедо, где ему было назначено годовое жалование в 50 000 мараведи (в 2,5 раза больше, чем получал его соперник Хуан Фландес).

Незадолго до смерти королевы Изабеллы Кастильской художник, по-видимому, покинул Испанию в свите ее зятя Филиппа Красивого, после чего побывал во Фландрии и, как полагают, в Лондоне, где исполнил известный портрет короля Генриха VII (позднее скопированный Гольбейном) и женский портрет, как считается, королевы Екатерины Арагонской.

После смерти Филиппа Красивого в 1506 году художник вернулся в родной Ревель, где вступил в тяжбу с отчимом за недвижимое имущество родителей. Создание обязательного в таких случаях «шедевра» открыло ему доступ в местную гильдию художников, а за 2 года до смерти он стал ее главой. Жил на улице Ратаскаэву.

В 1514 году Ситтов ездил из Ревеля в Копенгаген по приглашению короля Кристиана II. Оригинал его портрета датского монарха не сохранился, но известна копия. После этого он на протяжении двух лет работал при дворах Маргариты Австрийской и императора Карла V Габсбурга, который на склоне лет окружил себя творениями Ситтова в монастыре Юсте.

Художник умер в родном Ревеле от чумы 21 декабря 1525 года.

Как и многие современники, Ситтов не подписывал и не датировал свои работы, в связи с чем их атрибуция представляет большие трудности. В Пушкинском музее ему приписывают «Несение Креста», а в таллинской церкви Нигулисте (св. Николая) — алтарный образ со сценами Страстей Христовых. Наиболее высоко ценятся его портреты.

На протяжении многих веков Ситтов был забыт. Только когда в 1914 году было высказано предположение о тождестве ревельского мастера с придворным испанским художником Михаилом Немцем (или Михаилом Фламандцем), его имя стало постепенно завоевывать принадлежащее ему по праву место в истории изобразительного искусства.

Форумы