Вновь обнаруженный «Моисей» кисти Гверчино приобретен Фондом Джейкоба Ротшильда

Картина присоединится к «Царю Давиду» и другим работам Гверчино в коллекции в поместье Уоддесдон

 

ЛОНДОН. Давно утерянная картина с изображением Моисея работы итальянского мастера барокко Гверчино была приобретена Фондом Джейкоба Ротшильда для постоянной коллекции в поместье Уоддесдон, сообщил Тhe Нistory blog.

Английский дебют шедевра состоится 20 марта на новой выставке, посвященной художнику Гверчино в Уоддесдоне: «Царь Давид и мудрые женщины». На выставке будут представлены пять картин Гверчино, в том числе «Царь Давид» из коллекции поместья Уоддесдон.

Картина была вновь открыта в ноябре 2022 года, когда она была выставлена ​​на аукцион в Париже и приписывалась безымянному художнику Болонской школы. Эксперты аукционного дома предположили, что это могла быть работа ученика Гвидо Рени. Гверчино был еще одним возможным вариантом, основанным на сравнении с его известной работой «Голова старика» из Эшмоловского музея в Оксфорде, которая имеет очень похожую композицию: старик с густой белой бородой смотрит вверх, его лицо залито светом. Была еще копия того же «Моисея» Гверчино работы его ученика – Бендетто Залоне, проданная на аукционе в 2001 году.

Предпродажная оценка картины составляла скромные 5000–6000 евро (5175–6200 долларов США), но, когда молот упал, покупатель заплатил в 100 раз большую сумму, вероятно, уже хорошо понимая, что работа без указания авторства является потерянной работой знаменитого мастера барокко.

Картины Гверчино нечасто выставляются на аукционы, а текущий рекорд одной из его картин, установленный в 2010 году, составляет 5,2 миллиона фунтов стерлингов (6,6 миллиона долларов США), что более чем в 10 раз превышает сумму в 590 000 евро (610 000 долларов США), за которую был продан «Моисей».

В сентябре 2023 года «Моисей» вновь появился в галерее Moretti Fine Art. Выяснилось, что тайным покупателем картины был Фабрицио Моретти, владелец галереи и эксперт по старым мастерам. Он с радостью добился победы на аукционе, полагая с первого взгляда, что «Моисей» был подлинной работой Гверчино.

За десять месяцев, прошедших с момента аукциона, картина была профессионально очищена и тщательно исследована для установления ее происхождения. Эксперты Летиция Тревес, ранее работавшая в лондонской Национальной галерее, и Кейт Кристиансен, ранее работавшая в Метрополитен-музее, окончательно приписали картину мастеру эпохи барокко.

«Моисей» — шедевр «прима маньеры» Гверчино, используемый для описания картин, которые он создал в Ченто, недалеко от Болоньи, перед поездкой в ​​Рим в 1621–1623 годах. Картина датируется примерно 1618–1619 годами, временем, когда молодой Гверчино пользовался большим спросом и делал работы для алтарей в церквях Ченто, а также станковые картины для постоянно растущей частной клиентуры.

Легкую, плавную и живописную манеру работы «Моисей» Гверчино можно сравнить с таковой в его «Царе Давиде», датируемом годом или двумя раньше (ок. 1617–1618 гг., Музей изящных искусств, Руан), и «Голове старика» (ок. ок. 1619-1620 гг, Музей Ашмола, Оксфорд), которая повторяет плотно укороченный формат «Моисея». Гверчино, похоже, использовал для картины ту же модель, что и для фигуры Илии в картине «Илия, кормимый воронами» (1620 г., Национальная галерея, Лондон), вероятно, используя кальку или рисунок головы Моисея для фигуры Илии, перевернув ее и слегка повернув в процессе работы.

«Моисей» впервые упоминается в 1624 году в каталоге выдающейся коллекции кардинала Алессандро д'Эсте (1568–1624 гг.) в Риме. Кардинал был покровителем Гверчино в период, когда художник проживал в Вечном городе (1621–1623 годы). Хотя это был период уже после создания «Моисея», Гверчино, возможно, продал или подарил картину кардиналу, чтобы укрепить связи с ним и его семьей. Действительно, с 1630 года в течение двух десятилетий Гверчино пользовался покровительством и поддержкой Эсте в лице герцога Франческо I д'Эсте (1610–1658), племянника кардинала.

После смерти кардинала Алессандро д'Эсте картина вошла в знаменитую герцогскую коллекцию Эсте в Модене и оставалась там до наполеоновской эпохи, после чего была вывезена во Францию ​​во время наполеоновской оккупации герцогства Модены (1796–1797 гг.). Затем след картины затерялся. До своего повторного открытия «Моисей» Гверчино был известен благодаря раскрашенным копиям семнадцатого века, рисункам и гравюрам, которые свидетельствуют об исторической значимости этого произведения.

Картина, восстановленная в своем былом блеске и индивидуальности, была выставлена ​​в парижской галерее Moretti Fine Art с новой ценой в 2 миллиона евро (2,2 миллиона долларов).

Фонд Джейкоба Ротшильда купил картину, чтобы «Моисей» мог составить компанию «Царю Давиду» в исключительной коллекции произведений искусства в Уоддесдоне, роскошном поместье, специально построенном бароном Фердинандом де Ротшильдом в конце 19 века для размещения его коллекции произведений искусства.

Форумы