«Святое семейство» кисти Жерара Давида – в числе новых приобретений Музея Гетти

Нидерландский шедевр, немецкий натюрморт и великолепный портрет пополнили коллекцию музея

 

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Музей Дж. Пола Гетти объявил о приобретении трех важных картин, которые пополнят его коллекцию европейского искусства, сообщает официальный сайт музея.

Среди новоприобретенных работ – «Святое семейство» нидерландского художника Жерара Давида; «Букет цветов в двуручной вазе» немецкого художника Людгера Тома Ринга Младшего и «Портрет Фридриха Кристиана, принца Саксонского» работы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса.

Три картины были куплены по отдельности на европейском арт-рынке и уже выставлены в Центре Гетти.

«Мы редко можем приобрести три таких значительных произведения искусства одновременно», — говорят Тимоти Поттс, Мария Хаммер-Таттл и Роберт Таттл, директор музея Гетти. — «Эти картины значительно улучшат нашу презентацию североевропейской живописи, добавив глубины и разнообразия жанрам религиозных образов, независимых натюрмортов и величественных портретов. Я не сомневаюсь, что все три картины, представляющие самые разные аспекты и периоды европейского искусства, заинтересуют и порадуют наших посетителей».

«Святое Семейство» Жерара Давида написано около 1520 года (Масло, деревянная панель, 16 1/8 x 13 дюймов). Чрезвычайно редкая работа Жерара Дэвида «Святое семейство» подчеркивает использование художником насыщенных масляных красок и деликатной манеры письма, которые отличают его необычайно тщательную технику живописи.

Давид разместил три фигуры — Марию, Иисуса и Иосифа — близко к зрителю, подчеркнув их теплую семейную связь. На картине Богородица с Младенцем нежно обнимаются, Иисус прижимается Своей щекой к щеке Девы Марии, а Она крепко держит Своего Сына. Иосиф держит ложку и миску с крышкой, сохраняя теплым молочный суп, похожий на кашу, для ребенка. Иисус держит незапятнанное яблоко, символ Его роли «нового Адама»; два гниющих яблока, лежащие на чаше с крышкой, ярко намекают на будущие страсти Христовы.

Как это было типично для художников того периода, Давид изобразил фигуры в современной обстановке: здания и холмистый пейзаж, видимые за окном, характерны для Нидерландов XVI века.

Картина в превосходном состоянии. Она сохраняет тонкую моделировку фигур и множество изысканных деталей, таких как изящные золотые блики локонов Богородицы и крошечный лебедь, плывущий по пруду на заднем плане.

«Это трогательное и интимное изображение Святого Семейства, обладающее мощным чувством непосредственности, является важным дополнением к нашей коллекции нидерландских картин», — говорит Давиде Гаспаротто, старший куратор картин Музея Гетти. — «Ее исключительная сохранность позволяет нам оценить мастерство Давида в использовании цвета и деликатной манере письма».

«Букет цветов в двуручной вазе» немецкого художника Людгера Тома Ринга Младшего (начало 1560-х гг.) становится теперь самым ранним самостоятельным натюрмортом в коллекции Гетти. Это знаменует собой поворотный момент в искусстве эпохи Возрождения, когда пристальное художественное наблюдение за европейскими растениями, первоначально выраженное в рисунках и акварелях немецких мастеров Мартина Шонгауэра и Альбрехта Дюрера около 1500 года, стало достойным предметом для самостоятельных картин, написанных маслом на деревянных панелях.

Картина обладает монументальностью, несмотря на относительно скромные масштабы. На простой полке или столике на темном фоне художник изобразил роскошную двуручную вазу из венецианского стекла молочного цвета, украшенную золотой и синей эмалью. Яркий букет включает более 15 видов растений, произрастающих в Северной Европе, в том числе розы, левкои, бархатцы, розовые ромашки, фиалки и розмарин.

«Пионер в истории европейского натюрморта, Людгер Том Ринг был автором лишь нескольких панно с букетами цветов: это первая картина-букет Ринга, приобретенная музеем в США», — говорит Гаспаротто. — «Благодаря блестящей палитре, ярким текстурам и характерной вазе эта работа значительно расширяет нашу коллекцию искусства немецкого Возрождения».

Великолепный государственный портрет Фридриха Кристиана, принца Саксонского, созданный Антоном Рафаэлем Менгсом около 1751 г., когда художник был на пороге международной славы, отражает энергию и оптимизм юного принца. Принц Фридрих Кристиан заказал портрет в 1751 году, вскоре после того, как Менгс был назначен главным художником при саксонском дворе в Дрездене, Германия.

На картине Кристиан изображен в три четверти роста, одетый в турнирные доспехи под развевающимися слоями ярких драпировок, поясов и медалей. Принц принимает самоуверенную позу: одно колено согнуто, правая рука сжимает жезл, а левая рука покоится на шлеме. Его мягкие, добродушные черты лица обостряются быстрым умом, который проявляется в его ярких, нежных глазах.

Менгс создал великолепно привлекательный портрет, который подтверждает династическую легитимность принца, в то же время скрывая инвалидность натурщика – вероятно, церебральный паралич, который помешал ему принять непринужденную и уверенную позу, показанную на его портрете. После безвременной кончины принца в 1763 году картина оставалась у королевской семьи Веттинов в почти непрерывной цепочке наследования до момента ее продажи в 2022 году.

«Эта картина с ее взрывом цвета и невероятным величием является великолепным дополнением к нашей необычной коллекции портретной живописи раннего Нового времени», — говорит Гаспаротто. — «Портрет даст посетителям возможность задуматься о цели и потенциале государственного портрета, высшей формы создания политического имиджа в Европе раннего Нового времени».

Эта новая картина дополняет три другие работы Менгса из коллекции Гетти: «Портрет Уильяма Бертона Конингема» (пастель); Асклепий (лицевая сторона); Этюд юноши с листьями (оборотная сторона) (рисунок); и портрет Хосе Николаса де Азара, маркиза Ниббиано (картина).

Форумы