Выставка работ Лоренцо Лотто и Пеллегрино Тибальди открылась в итальянском Кунео

Представлены семь картин Лоренцо Лотто из так называемого «Лоретанского цикла» и две фрески Пеллегрино Тибальди

 

КУНЕО. Выставка работ Лоренцо Лотто и Пеллегрино Тибальди открылась 24 ноября 2023 года в Монументальном комплексе Сан-Франческо в Кунео, Италия, сообщает информационное агентство Аnsa.

На новой выставке представлены семь картин Лоренцо Лотто из так называемого «Лоретанского цикла» живописца, а также две вырезанные и дублированные на холст фрески Пеллегрино Тибальди. Все они из экспозиции понтификального музея Санта-Каса-де-Лорето (Святого дома в Лорето).

Выставка дает возможность указать новые направления исследований о возможных взаимных влияниях между Лотто и Тибальди, двумя художниками из разных регионов и художественных школ, которые, однако, трудились в одном и том же месте – в Лорето.

Выставку подготовил в качестве куратора Вито Пунци, директор Папского Музея Святого Дома в Лорето. Организационную поддержку оказал MondoMostre.

* * *

Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto; 1480 г., Венеция — 1556 г., Лорето) — один из крупнейших венецианских живописцев эпохи Ренессанса.

В 1552 году он начал часто посещать базилику Святого Дома в Лорето, куда он переехал навсегда в 1554 году, пожертвовав этому учреждению все свое имущество и, прежде всего, себя. По этой причине большое количество работ Лото до сих пор можно найти в Папском музее Святого Дома, расположенном в западном крыле Апостольского дворца Лорето.

Последние полотна Лотто, написанные, когда мастер уже был болен и утомлен жизнью, но, вероятно, внутренне безмятежен, показывают его старчески дрожащую руку и отличаются темным колоритом.

«Сретение во храме» современные критики считают его духовным завещанием. Это его последнее полотно, как всегда, лишенное всякой риторики, но богатое спокойными и проницательными эмоциями. Справа вверху на нем изображена фигура старика с длинной седой бородой, в которой можно узнать самого художника.

К июлю 1557 года Лоренцо Лотто умер в абсолютной тишине: нет известий даже о его похоронах.

* * *

Пеллегрино Тибальди (Pellegrino Tibaldi, 1527 г., Вальсольда, Комо — 27 мая 1596 г., Милан, Ломбардия) — итальянский художник: живописец, скульптор и архитектор периода маньеризма.

Тибальди родился в Пурия-ди-Вальсольда (Ломбардия, провинция Комо), в то время входившем в состав Миланского герцогства, но вырос в Болонье, где его отец получил работу каменщика. Его семья принадлежала к «дому Пеллегрини» (casato dei Pellegrini), фамилии мастеров-каменщиков, которые какое-то время вели активную деятельность не только в области Комачина, но и в Болонье.

В 1547 году Тибальди отправился в Рим, чтобы учиться живописи у Перино дель Вага. Участвовал в росписях «Зала Совета» (Sala del Consiglio) замка Сант-Анджело в Риме. В 1550 году, прежде чем вернуться в Болонью, Тибальди участвовал в работах в Ватикане, в церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти, вместе с Даниеле да Вольтерра.

По проекту Тибальди в 1549—1560 годах по заказу кардинала Джованни Поджи было построено Палаццо Поджи в Болонье. Тибальди написал фрески «Истории Улисса» для Палаццо Поджи, сцены из жизни св. Иоанна Крестителя в капелле Поджи и сцены из Жития Моисея в Палаццо Саккетти в Риме. Он также построил капеллу для своего покровителя в церкви Сан-Джакомо Маджоре в Болонье, и написал для нее фрески.

Вернувшись в Рим в 1553 году, Тибальди создал фрески в церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа (не сохранились), а также фриз в Палаццо Риччи-Саккетти. Кардинал Поджи поручил Тибальди росписи капеллы св. Иоанна Крестителя в базилике Санта-Каза в Лорето (1554—1555 гг.). Из них сохранились только две сцены: «Проповедь» и «Усекновение главы Крестителя», которые находятся в Апостольском дворце Лорето.

Пеллегрино Тибальди жил и работал в Анконе между 1558 и 1561 годами. Там он писал фрески для Лоджии-дей-Мерканти и Палаццо Ферретти. В 1561 году кардинал Карло Борромео нанял его для продолжения строительства Миланского собора (Duomo) и внутреннего двора архиепископского дворца (1564—1570), церквей Сан-Феделе (1569—1579) и Сан-Себастьяно (1577) в Милане. В Милане он также работал гражданским архитектором, проектировал дворцы Спинола, Эрба Одескальки и Просперо Висконти. В 1575 году кардинал Толомео Галлио поручил ему строительство своей виллы на берегу озера Комо.

В 1563 году от имени Папы Пия IV и его племянника Карло Борромео, архиепископа Миланского, Пеллегрино было поручено проектировать и осуществлять надзор за строительством Коллегиума Борромео в Павии (Сollegio Borromeo di Pavia) В том же году он женился на Катерине Муттони. В 1566 году Тибальди вернулся в Ломбардию.

В 1586 году Тибальди уехал в Испанию, где вместе с Федерико Цуккаро стал придворным художником испанского короля Филиппа II в Мадриде. Он участвовал в оформлении монастыря Сан-Лоренцо дель Эскориал, где написал большие циклы фресок в нижнем монастыре и в библиотеке. Через девять лет он вернулся в Италию и был назначен архитектором Миланского собора, проработав в этой должности до своей смерти в Милане в 1592 году.

Младший брат Пеллегрино — Доменико Тибальди (1541—1583 гг.) также был архитектором, живописцем и гравером.

 

 

 

Форумы