В Музей Барджелло во Флоренции передана «Мадонна ди Виа Пьетрапиана» работы Донателло

Это последняя работа Донателло с автографом великого мастера, остававшаяся в частных руках

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Музей Барджелло во Флоренции приобрел за 1,2 миллиона евро «Мадонну ди Виа Пьетрапиана», сообщает издание Finestre sull arte.

Это последняя работа Донателло с автографом великого мастера, остававшаяся в частных руках. Ее передали музею Барджелло во Флоренции, где работа присоединится к «Давиду» и другим шедеврам великого скульптора.

В собрании Национального музея Барджелло во Флоренции сосредоточено большинство работ ​​Донателло, в том числе – такие его знаменитые произведения, как мраморный Давид, бронзовый Давид, Святой Георгий, Амур-Аттис и другие.

«Мадонна ди Виа Пьетрапиана» (86 х 64 х 12,5 см), терракотовая работа великого мастера эпохи Возрождения, датируется примерно 1450-1455 годами.

Это единственная работа Донателло с его автографом, до недавнего времени, находившаяся в частной собственности. Она была приобретена Министерством культуры Италии специально для коллекции Национального музея Барджелло. Скульптура установлена в постоянной экспозиции в престижном Салоне Донателло, монументальном пространстве, в котором хранятся великого скульптора.

Терракотовый рельеф был приобретен Министерством в порядке преимущественного права покупки в 2021 году за 1 200 000 евро.

Рельеф обязан своим названием тому факту, что первоначально он был помещен в табернакле на фасаде здания по адресу Виа Пьетрапиана, 38, на углу с Виа де Пепи, во Флоренции.

Это одна из самых важных покупок Министерства культуры Италии за последние десятилетия.

Декретом, изданным в 2011 году, рельеф уже был объявлен особо важным историческим и художественным памятником. В 2021 году, когда работа была представлена ​​на продажу на территории страны, музей Барджелло во Флоренции в лице директора Паолы Д'Агостино сообщил Региональному секретариату Тосканы и Soprintendenza Archeologia, Belle Arti e Paesaggio во Флоренции, а также Генеральному управлению археологии, изящных искусств и ландшафта о своей заинтересованности в покупке государством этого произведения путем преимущественного права покупки, указав в качестве пункта назначения Салон Донателло, сердце Национального музея Барджелло. После длительной и сложной административной процедуры покупка была завершена.

Центральное произведение Донателло, веками находившееся в публичном пространстве Флоренции всего в нескольких сотнях метров от Национального музея Барджелло, в свое время было столь популярно, что с оригинала были сняты многочисленные копии, которые сейчас хранятся в Лондоне и Берлине.

Флорентийская терракота выделяется качеством своего моделирования, что было подчеркнуто на выставке «Донателло, эпоха Возрождения» (в Национальном музее Барджелло и Палаццо Строцци с 19 марта по 31 июля 2022 г.), где недавно была выставлена ​​работа.

«Мадонна ди Виа Пьетрапиана» была признана подлинной работой Донателло после атрибуции Чарльза Эйвери в 1986 году и признана таковой и более поздними критиками. В том же 1986 году она экспонировалась на выставке «Донателло и его подлинники. Флорентийская скульптура раннего Возрождения» в Форте Бельведер.

Работа впервые была выставлена ​​в Национальном музее дель Барджелло в 2009 году в рамках выставки «I Grandi bronzi del Battistero».

Таким образом, музей Барджелло представляет собой идеальное место для «Мадонны ди Виа Пьетрапиана», потому что только в таком музее можно проследить эволюцию этой своеобразной флорентийской типологии рельефа, отчасти благодаря прославленным примерам высочайшего художественного уровня – работам Луки делла Роббиа, Микелоццо и Дезидерио да Сеттиньяно. И это лишь некоторые из произведений, которые берут свое начало именно с Мадонн, созданных Донателло.

Паола Д’Агостино, директор Музея Барджелло, сказала: «Мадонна с Младенцем са Виа Пьетрапиана представляет собой приобретение исключительной важности для наследия итальянского государства, которое стало возможным благодаря сотрудничеству между различными офисами Музея Барджелло и Министерством культуры. Я хотела бы выразить глубочайшую благодарность Беатрис Бентивольо Равазио, которая в 2021 году позаботилась о покупке в сотрудничестве с Эльвирой Альтьеро, которая сейчас работает в Galleria dell'Accademia во Флоренции, а в то время в Direzione Genarle Belle Arti».

«Благодаря сотрудничеству с министерствами, сначала с Джорджией Муратори, затем с Андреа Пессиной, а потом с Антонеллой Ранальди, нам удалось завершить эту важную операцию. Салон Донателло — это уникальное место в мире, где можно понять долгую и необычайную деятельность Донателло, величайшего художника эпохи Возрождения, что, как мы надеемся, было подтверждено крупной выставкой в ​​2022 году в сотрудничестве с Фондом Палаццо Строцци, Берлинским фондом Государственных музеев и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне», - сказала Паола Д’Агостино.

По ее словам, «Мадонна с Младенцем ди Виа Пьетрапиана» отныне будет экспонироваться в Музее Барджелло наряду с другими шедеврами Донателло и в диалоге с работами Луки делла Роббиа, Нанни ди Банко и других художников 15 века в ожидании перемонтажа Салона Донателло, запланированного на 2024 год.

Суперинтендант Антонелла Ранальди объяснила, что «технически покупка стала возможной благодаря инструменту преимущественной покупки – возможности, которую государство оставляет за собой для приобретения ценных культурных ценностей.

«Образ невероятного очарования, «Мадонна ди Виа Пьетрапиана», демонстрирует всю выразительную силу скульптуры Донателло и его постоянный гений в изобретении деталей», — отметила Илария Чизери, куратор коллекций Национального музея Барджелло.

Форумы