В пещере в Испании найдены обработанные человеческие останки

На Пиренейском полуострове существовала особая форма захоронений, при которые останки подвергались манипуляциям и модификациям

 

МАДРИД. На Пиренейском полуострове существовала особая форма человеческих захоронений в пещерах, которые позже подвергались манипуляциям и модификациям на протяжении тысячелетий, сообщает интернет-издание Аncient-Оrigins.

На юге Пиренейского полуострова эта практика стала распространенной примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры. Однако культурный смысл манипуляций с мертвыми до сих пор не до конца понятен. Новое исследование сосредоточилось на обработанных человеческих останках 12 человек из пещеры под названием Куэва-де-лос-Мармолес на юге Испании.

Радиоуглеродное датирование позволило определить захоронения в довольно широком временном интервале, охватывающем период с V по II тысячелетие до нашей эры. Исследовательская группа тщательно зафиксировала преднамеренные посмертные изменения останков скелета, в том числе следы переломов и ссадин, что, возможно, указывает на попытки извлечь костный мозг и другие ткани.

Среди этих модифицированных человеческих останков одна большая берцовая кость имела признаки адаптации для использования в качестве инструмента, в то время как череп, похоже, был превращен в «чашу из черепа», что предполагает потенциальную адаптацию для практических целей.

Эти результаты были опубликованы в последнем выпуске журнала PLoS ONE под руководством Зиты Лаффранчи и Марко Милеллы из Университета Берна, Швейцария, и Рафаэля Мартинеса Санчеса из Университета Кордовы, Испания, и их коллег.

Одна из крупнейших пещер в провинции Кордова, протяженностью более 370 м, Куэва-де-лос-Мармолес представляет собой естественную пещеру гидрологического происхождения. Она известна интенсивным доисторическим заселением, начиная с эпохи раннего неолита и вплоть до бронзового века. Пещера расположена на значительной высоте – 900 м.

Эти результаты согласуются с аналогичными открытиями в других пещерных местах на юге Пиренейского полуострова, указывая на преобладающую структуру захороненных человеческих останков, подвергающихся последующим модификациям и перепрофилированию для производства инструментов и иных предметов.

Авторы предполагают, что эти изменения могут также нести дополнительные символические значения, объяснение которых может быть получено в результате более обширных и глубоких исследований.

«Использование пещер в погребальных целях — это культурный феномен, имеющий широкое географическое и хронологическое распространение. Примеры такой практики включают аграрные культуры Европы, Азии, Африки, Америки и островов Тихого океана», — пишут авторы исследования.

Они отметили, что эксплуатация естественных пещер является широко распространенным явлением в доисторические времена на Пиренейском полуострове, и описывают это как определяющую черту периода неолита (5800–4700 гг. до н. э.) в Андалусии.

В интервью авторы отмечают: «Вероятно, расположение пещер (подземных) и их особенности (темные, лишенные типичных признаков течения времени, как в надземных местах) придавали этим местам символический заряд, хорошо подходящий для размещения останков погибших членов общины. Подобные черты присущи древним неолитическим земледельческим обществам Иберии, Европы и других частей мира как часть системы транскультурных реакций на смерть. Как если бы это было «устройство создания предков», сообщество после смерти остается сгруппированным в подземном пространстве, которое интерпретируется как вечная проекция вечной ночной среды».

Сравнивая находки из Мармолеса с другими находками того времени, авторы полагают, что манипуляции были культурным феноменом, связанным с идеями смерти и тем, как мертвые будут располагаться в «идеологическом ландшафте сообщества».

Останки хранились рядом с общиной, открывая при этом «легкий проход» в духовный мир, как верили древние.

Завершая свои исследования, авторы приходят к выводу, что наблюдалась удивительная преемственность в использовании пещеры для погребальных целей, охватывающая как минимум три тысячелетия, с V по II тысячелетие до нашей эры. Такое постоянство явно подразумевает непреходящее символическое и культурное значение, приписываемое пещере на протяжении всего этого обширного периода времени.

Анализ также выявил явные признаки манипуляций с человеческими останками, включая тщательное удаление остаточных мягких тканей и, в некоторых случаях, преднамеренное фрагментирование, что указывает на преднамеренные действия, предпринятые с этими останками.

Наконец, сходство между находками в Мармолесе и другими находками того же времени намекает на общие идеологии, касающиеся смерти и обращения с человеческим телом среди этих древних популяций в одном и том же регионе.

Дальнейшие исследования, вероятно, прольют свет на этот увлекательный культурный феномен.

Форумы