Альбрехт Дюрер изобразил себя на алтарном образе, чтобы разозлить покровителя, который плохо ему заплатил, считает исследовательница

Улинка Рублак исследовала историю создания Алтаря Хеллера

 

ЛОНДОН. Альбрехт Дюрер, считающийся самым выдающимся художником Северного Возрождения, изобразил себя в центре алтаря из злости к своему покровителю и в знак протеста против заниженной оплаты труда, как показывают новые исследования, сообщает интернет-издание Artnet News.

Ранее был известен автопортрет Дюрера в произведении, известном как «Алтарь Хеллера», названом в честь его покровителя Якоба Хеллера.

Для своей будущей книги «Утраченный шедевр Дюрера: искусство и общество на заре глобального мира» Улинка Рублак (Ulinka Rublack), профессор европейской истории раннего Нового времени в Кембриджском университете, исследовала переписку между Дюрером и Хеллером, богатым немецким политиком и торговцем, обнаружив что художник мог сделать автопортрет на алтарной картине в качестве мести.

Первоначально художник должен был получить 130 флоринов за роспись центральной панели алтаря доминиканской церкви во Франкфурте, сделанной по заказу Хеллера в 1507 году.

Дюрер переписывался со своим покровителем и, по меньшей мере, в девяти письмах обращался к нему с просьбой повысить зарплату.

«Я согласился нарисовать для вас то, что могут немногие мужчины, — писал Дюрер в письме к Хеллеру в ноябре 1508 года. — Это будет оценено в 300 флоринов, если не больше. Я бы не взял в три раза больше обещанных денег, чтобы нарисовать еще один такой же. Потому что я теряю время и деньги и зарабатываю вашу неблагодарность».

Рублак рассказала, что Дюрер «на тот момент уже не нуждался в деньгах», поскольку у него не было иждивенцев, «но деньги действительно имели для него значение, потому что он пытался отстоять достоинство художников».

На картине Дюрер изображен чуть ниже Девы Марии и Иисуса во время Ее вознесения и коронации. Видно, как он держит табличку, на которой указано, что он является автором работы.

«Дюрер включил свое маленькое изображение и в другую алтарную картину в Венеции, но не сказал потомкам: «Это я, Дюрер», — сказала Рублак. «По сути, он говорит: «На самом деле речь идет не о вас как о покровителе, мистер Хеллер. Это искусство, и оно выживет, и на него будут смотреть через 500 лет».

По словам Рублак, самой амбициозной картиной, которую художник мог создать в то время, был алтарный образ, потому что это были сложные композиции. Художник мог работать над одним алтарем долгое время и получать хорошую зарплату.

«Он настолько разъярен тем, что ему не платят за то, что он считает справедливым, что бросает алтарную живопись», — сказала Рублак о Дюрере.

Фактически, Дюрер за свою жизнь создал всего лишь еще один алтарь. Сам алтарь Хеллера был вынесен из церкви в 1614 году и погиб во время пожара в Мюнхене в 1729 году. Он сохранился лишь в копии начала 17-го века работы нюрнбергского художника Йобста Харриха, которая сейчас хранится во Франкфуртском историческом музее.

Несмотря на все это, Рублак написала, что Дюрер не был «мстительным» и все же успешно создавал сложные произведения.

«Сегодня «селфи» Дюрера могут показаться высокомерными или даже просто маркетинговым ходом», — написала Рублак в своей книге.

«Тем не менее, как мы видели, Дюрер никогда не писал больших автопортретов после 1500 года и прекратил писать алтари в 1511 году. Его автопортрет на алтаре Хеллера, следовательно, можно рассматривать как сигнал человека, который в основном работал независимо и хотел быть признанным и запомнившимся за его искусство», — отмечает исследовательница.

Форумы