Итальянский ученый предположил, что Микеланджело изобразил себя в образе Бога-Отца в «Сотворении Адама»

Адриано Маринаццо утверждает это на основе изучения рисунка великого мастера

 

ФЛОРЕНЦИЯ. В «Сотворении Адама», знаменитом шедевре Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, Бог-Отец протягивает палец, чтобы оживить первого в мире человека искрой жизни. Но что, если знаменитая фреска на самом деле является замаскированным автопортретом?

Это новая версия, выдвинутая Адриано Маринаццо, экспертом по итальянскому художнику, в недавней статье, опубликованной в журнале Critica d'Art. Ученый утверждает, что Микеланджело, возможно, основывал свое изображение Бога на собственном подобии, сообщает интернет-издание АrtnetNews.

В основе теории Маринаццо лежит сонет, который Микеланджело написал своему другу Джованни да Пистойя во время работы над Сикстинской капеллой где-то между 1509 и 1511 годами. В нем художник жалуется на потери, которые работа над фресками нанесла его телу.

«Мои бедра впиваются в мои кишки, моя бедная задница напрягается, чтобы работать в качестве противовеса, каждый мой жест слеп и бесцелен», — написал Микеланджело.

На полях рядом с заметкой художника нацарапан рисунок человека, рисующего фигуру над собой, внизу его ноги скрещены. На протяжении веков ученые предполагали, что это автопортрет самого Микеланджело, стоящего под потолком часовни. Маринаццо тоже так думал, впервые изучив документ в Casa Buonarroti (доме-музее Микеланджело) во Флоренции много лет назад.

Но при подготовке нового класса в William & Mary, где он преподает (и работает куратором специальных проектов в школьном Художественном музее Muscarelle), эксперт еще раз просмотрел отсканированную копию письма в своем архиве. Именно в этот момент он заметил еще кое-что: странная поза автопортрета Микеланджело поразительно напоминала позу Бога-Отца в «Сотворении Адама».

«Может быть, это не просто автопортрет», — подумал Маринаццо. Возможно, это также был предварительный набросок.

«На автопортрете Микеланджело его правая рука вытянута к поверхности потолка, чтобы вдохнуть жизнь в истории книги Бытия», — сказал Маринаццо. — «Художник держит кисть, которая приближается к поверхности свода, но не касается ее. Этот жест напоминает нарисованный Микеланджело указательный жест Бога, Который дает жизнь Адаму, не касаясь его. Плюс на своем автопортрете Микеланджело изобразил себя со скрещенными ногами; это любопытная поза для того, кто рисует на строительных лесах».

Эксперт также отметил, что в своем автопортрете художник идеализирует себя мягкими чертами. «Но в реальной жизни, — объяснил Маринаццо, — у Микеланджело были грубые черты лица, отличавшиеся приплюснутым носом. Профиль художника безупречен, как у Бога».

Хотя Маринаццо основал свое предположение на научных исследованиях, он признал, что его «гипотеза не является черно-белым предположением». «Моя статья хочет лишь начать разговор», — сказал он.

Некоторые ученые были более открыты для этого разговора, чем другие. Пол Барольски, историк искусства эпохи Возрождения из Университета Вирджинии, сказал в интервью Wall Street Journal, что ему потребуются дополнительные доказательства, чтобы поддержать идею Маринаццо. —

«У всех есть теории, но вы должны добиться большего», — сказал Барольски.

Маринаццо, со своей стороны, не беспокоит негативная реакция; его представления о Микеланджело и раньше вызывали скептицизм. В 2020 году, например, он предположил, что небольшая настенная резьба на фасаде Палаццо Веккьо во Флоренции на самом деле была работой великого мастера эпохи Возрождения.

«Ученые, изучающие Микеланджело, очень консервативны и защищают свое пространство. Почти невозможно предложить новые радикальные идеи», — сказал Маринаццо, отметив, что некоторые ученые отправили ему по электронной почте «положительные отзывы», но публично отвергли эту гипотезу.

«Но я предлагаю новые идеи. По крайней мере, я стараюсь, — продолжил он. — «Изучение искусства должно быть веселым и творческим».

Форумы