Недавно обнаруженная картина Артемизии Джентилески «Авраам и три ангела» выставлена ​​на аукцион

На аукционе также представлены работы Феде Галиции, Орсолы Маддалены Каччиа и Дианы Де Розы

 

ВЕНА. Четверка картин итальянских художниц из числа старых мастеров — все недавно открытые заново — выставлены на аукцион в Доротеуме в Вене, сообщает Тhe Аrtnewspaper.

Хедлайнером на распродаже «Живопись старых мастеров» 3 мая стала работа Артемизии Джентилески, написанная ею вместе с ее ассистентом Онофрио Палумбо, которая, как ожидается, будет стоить от 150 000 до 200 000 евро.

В последний раз, когда работа под названием «Авраам и три ангела» появлялась на рынке, она была представлена ​​как картина Бернардо Каваллино на выставке «Артемизия» в Париже в 2014 году. Выставка картины позволила найти покупателя через аукционный дом.

Каваллино сам по себе является значительным именем: продажа его работы на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в январе за 3,9 миллиона долларов побила аукционный рекорд, который составлял 1,9 миллиона долларов в течение 34 лет. Но с растущим рыночным интересом к историческим женщинам-художницам повторная атрибуция холста может вызвать новый интерес к работе «Авраам и три ангела».

«Артемизия — художница, которая в настоящее время гораздо больше находится в сознании искусствоведов», — сказал специалист по Доротеуму Марк Макдоннелл. «Ее личная история была тревожной, скажем так, на вкус 19-го века», — добавил он, намекая на изнасилование художницы ее учителем рисования и последующие пытки на суде. «Поэтому ее работы часто отдавали художникам-мужчинам, работавшим в той же сфере. Ее авторство было как-то утеряно по политическим причинам. Это были преднамеренные искажения».

Историк искусства Джузеппе Порцио первым предложил новую атрибуцию картины «Авраам и три ангела», указав на стилистическое сходство с другими известными работами Джентилески, а также на письменный отчет об оплате художнице в 1645 году за большую картину с изображением Авраама, которая иначе не была учтена.

Внимательное изучение картины предполагает работу не одного, а двух художников, что указывает на то, что это было сотрудничество с Палумбо, одним из ее известных помощников в студии.

«Вероятно, он отвечает за одного из ангелов и часть фона», — сказал Макдоннелл. — «Такая двуручная композиция, сделанная двумя художниками, была обычной практикой. Мы склонны приписывать картины художникам-одиночкам, но часто они работают с соавторами».

Рекорд Джентилески был установлен на Artcurial в 4,8 миллиона евро в 2019 году. Картина «Лукреция» была приобретена музеем Гетти в Лос-Анджелесе. Семь ее работ было продано, начиная с 2017 года, в том числе одна в Доротеуме .

Тем не менее, аукционный дом, похоже, ошибся в своих осторожных оценках предстоящей продажи работ женщин – старых мастеров.

Например, художница миланского Возрождения Феде Галиция установила аукционный рекорд в 2,4 миллиона долларов за свой натюрморт «Стакан компота с персиками, цветами жасмина, айвой и кузнечиком», проданный в 2019 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.

Доротеум установил более низкие ожидания, всего от 200 000 до 300 000 евро (220 000–330 000 долларов), для своей «Юдифи с головой Олоферна», хотя ранее не публиковавшаяся картина подписана — редкость для художницы того периода.

Один из факторов, который учел аукционный дом, заключается в том, что Галиция больше известна своими натюрмортами, чем портретами или религиозными сценами. Хотя другая картина художницы «Юдифь и Олоферн» находится в коллекции Художественного музея Ринглинга в Сарасоте.

«На рынке не было ничего сопоставимого, поэтому это очень осторожная оценка», — сказал Макдоннелл. — «Она в изумительном состоянии. Она происходит из коллекции, где ее не видели много лет, и она не публиковалась. И то, что она подписано, действительно весьма необычно. Так что у нее есть все ингредиенты, чтобы вызвать интерес на аукционе».

Он сравнил взгляд Галиции на известную тему с картинами Джентилески – обе художницы выбрали Юдифь в качестве главного героя, а не сосредоточили композицию на Олоферне.

«Это определенно о ней, о героизме, силе женщины», — сказал Макдоннелл. — «Можно возразить, что это очень женская интерпретация предмета».

Еще одна религиозная композиция художницы, более известной своими натюрмортами, находится в продаже — «Святая Екатерина Александрийская» художницы-маньеристки Орсолы Маддалены Каччиа. Обученные своим отцом, Гульельмо «иль Монкальво» Качча, Орсола и ее сестра стали монахинями, открыв успешную студию в своем монастыре.

Художница произвела фурор на аукционе в 2020 году, когда ее «Натюрморт с птицами» (изображены, в том числе, болотная синица, теньковка, зяблик, лазоревка, чибис и большая синица) был продан более чем на 1300 процентов выше ее самой высокой предварительной оценки на аукционе Sotheby’s в Лондоне, установив свой аукционный рекорд в 212 500 фунтов стерлингов (262 378 долларов США). Метрополитен-музей в Нью-Йорке также недавно приобрел пару ее картин.

Низкая оценка предстоящей продажи Dorotheum может привести к аналогичному фейерверку: работа, недавно добавленная к творчеству Каччиа благодаря историку искусства Альберто Коттино, как ожидается, будет продана всего за 20–30 000 евро.

Четвертая женщина – старый мастер, представленная на аукционе, пожалуй, наименее известная — неаполитанская художница XVII века Диана Де Роза, также упоминаемая как Аннелла ди Массимо. Согласно базе данных Artnet, на аукционе за последние пять лет было выставлено всего семь работ художницы, и все на Доротеуме.

Многие из этих картин ранее приписывались Джован Франческо «Пачекко» Де Розе, который, скорее всего, был ее братом. Основываясь на стилистическом сходстве с известными картинами художницы, историк искусства Риккардо Латтуада работал над расширением корпуса де Росы.

Картина «Святая Цецилия» на предстоящих торгах ранее была идентифицирована только как работа «неаполитанского мастера 17 века», когда она была включена в выставку 2000 года в Палаццо Барберини в Риме.

«Когда эти картины открываются заново, иногда они прячутся у всех на виду, и их просто неверно атрибутируют», — сказал Макдоннелл, добавив, что, как и Джентилески, Де Роза, возможно, потеряла популярность по причинам, не связанным с ее талантом.

«Задокументировано, что у Дианы Де Розы драматическая личная история», — пояснил он. — «Есть некоторые источники, которые говорят, что она была убита своим мужем. Мы не уверены, правда это или просто романтическая выдумка. Но она, безусловно, была необычна тем, что в то время была успешной художницей».

Dorotheum поставил предпродажную оценку Святой Цецилии в 30 000–40 000 евро, но работы Де РоЗы ранее продавались за 165 500 евро, что отражает растущий спрос на картины даже ранее малоизвестных женщин-художниц.

«Любая работа художницы 17-го века представляет интерес именно потому, что они такие редкие. И такие картины становятся все более и более значимыми, отчасти из-за проблем гендерного представительства», — сказал Макдоннелл. — «Государственные коллекции заинтересованы в покупке этих работ только для того, чтобы исправить дисбаланс в своих коллекциях».

 

Форумы