Автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской стал манифестом феминизма

Картина отправилась в турне по Великобритании. Ее демонстрируют даже в госпиталях и тюрьмах

 

ЛОНДОН. Артемизия Джентилески (1593–1656 гг.) была «одной из лучших итальянских художниц эпохи барокко», утверждают историки искусства, которых цитирует Daily Art Magazine.

Несмотря на это, вы не найдете ни одной из ее работ даже в парижском Лувре в Париже. Как и многие другие женщины в истории, Джентилески долгое время находилась в маргинальном положении.

Но в последнее время интерес к личности художницы неуклонно возрастает. В 2018 году Национальная галерея в Лондоне приобрела Автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской (1615–1617 гг.) за 3,6 миллиона фунтов стерлингов (около 4,5 миллиона долларов). Это может показаться слишком большой суммой, но оно, безусловно, того стоило.

Искусствовед из издания The ​​Guardian Джонатан Джонс назвал это приобретение музея «одной из самых важных покупок, которые когда-либо делала Национальная галерея». В коллекции из более чем 2300 работ до сих пор были представлены только 20 художниц. Автопортрет Джентилески стал первой работой этой художницы, которая была приобретена Национальной галереей, начиная с 1991 года.

Однако важность Джентилески в истории искусства не следует сводить к ее полу; она была невероятно талантлива как хужожник, и Ханна Ротшильд, нынешний председатель попечительского совета Национальной галереи, описала ее как «первопроходца, мастера-рассказчика и одного из самых прогрессивных и выразительных художников того периода».

Карьера Артемизии Джентилески длилась более 40 лет, и она стала первой женщиной-членом Флорентийской академии изящных искусств. Интенсивность ее работ уступает только работам Караваджо, с которым она, возможно, познакомилась в детстве. Влияние Караваджо на нее можно увидеть, например, в «Юдифи, убивающей Олоферна» (1611–1612, галерея Уффици, Флоренция).

Недавно обнаруженный автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской приоткрывает окно не только в художественную атмосферу, в которой она жила, но и в ее собственную жизнь и борьбу.

Картина подверглась обширной реставрации. В 2019 году работа отправилась в турне по Великобритании в рамках Artemisia Visits. Первой остановкой в ​​этом туре была Женская библиотека Глазго, единственный в Великобритании аккредитованный музей, посвященный женской истории. Затем картина отправилась в путешествие по необычным и неожиданным местам по всей Великобритании, включая школу в Ньюкасле, хирургию общей практики в Поклингтоне и тюрьму в Суррее.

Как следует из названия, «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» — это, по сути, две работы в одной. С одной стороны, на нем изображена святая Екатерина, которую римский император Максенций в начале IV века приговорил к смертной казни на колесе с шипами, которое, согласно легенде, разбилось от ее прикосновения. На картине мы видим сломанное колесо, откуда, кстати, и произошло название фейерверка «Екатерининское колесо».

Несмотря на религиозную тематику (обозначенную ореолом-нимбом над головой Екатерины), это также автопортрет. Это сама Джентилески смотрит на нас уверенными, пытливыми глазами, и пальмовая ветвь в ее руке служит не только символом мученичества Екатерины, но и кистью художника Джентилески. Мы можем провести очевидные параллели между этим автопортретом и более поздней работой Джентилески «Автопортрет как аллегория живописи» (1638–1639 гг., Королевское собрание, Виндзор, Великобритания), на которой Джентилески изображена в процессе рисования.

В этом свете сломанное колесо в руке Екатерины также символизирует страдания, которые пережила сама Джентилески. После изнасилования в возрасте 17 лет художником Агостино Тасси, работавшим в мастерской ее отца, она впоследствии подверглась пыткам во время суда над Тасси, что якобы было сделано для того, чтобы она сказала правду. Несмотря на все это, ее сильный взгляд на этом автопортрете свидетельствует о ее несломленном духе.

Ее правая рука прижата к груди, подчеркивая ее женственность, а картина поражает своей красотой. Сегодня, когда все больше и больше женщин говорят о несправедливости, с которой они сталкиваются ежедневно, нет лучшего символа женской силы, чем Автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской, считают устроители Artemisia Visits.

Форумы