• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Руанде священник, простивший убийцу своей семьи, поведал единоверцам о счастье прощения в новой книге

Геноцид тутси при власти хуту в 1994 году унес порядка миллиона невинных жизней

КИГАЛИ. В Руанде священник простивший убийцу своей семьи, поведал единоверцам о счастье прощения в новой книге, где он вспоминает геноцид тутси при власти хуту в 1994 году, который унес порядка миллиона невинных жизней, пишет catholicnewsagency.

Отцу Марселю Увинезе (Marcel Uwineza) было всего 14 лет, когда его отец, мать, два брата и сестра погибли во время геноцида 1994 года, а сам он чудом спасся. Геноцид руандийских тутси длился всего 4 месяца, но его жертвами пали около 1.1 миллиона человек (порядка 20 процентов населения страны). Массовые убийства отчасти стали местью за поражения армии хуту в гражданской войне с Руандийским патриотическим фронтом (РАФ), в котором было много тутси, бежавших от насилий в Уганду. Власти нагнетали в народе ненависть к тутси мифами о том, что они чужаки и пришельцы на этой земле, желающие восстановить монархию и поработить хуту. Ненависть довели до точки кипения, и тут 6 апреля 1994 года «неизвестные снайперы» очень кстати сбили самолет с президентами Руанды и Бурунди на подлете к столице. Эта трагедия стала сигналом к массовым зверским убийствам тутси, которые угасли только с победой РПФ, падением столицы и разгоном преступной власти.

Мальчик-сирота Марсель Увинезевырос и с трудом преодолел боль той ужасной утраты через веру. Теперь он католический священник-иезуит, директор кенийского университетского колледжа Хекима (Hekima University College). Тема прощения и примирения стала одной из главных в его богословских поисках, она рассматривается в его книге «Восставший из пепла: теология как автобиография в пост-геноцидной Руанде» (Risen from the Ashes: Theology as Autobiography in Post-genocide Rwanda). Книгу уже можно заказать в онлайн-магазине Kindle.

В ней он вновь переживает чудо выживания при геноциде через призму веры и понимания, и стремится отыскать духовные смыслы трагедии 1994 года в свете своего личного священнического призвания, служения, прощения и примирения. «Я написал эту книгу по многим причинам, – отметил отец Увинеза во время презентации книги 13 января. – Путем молитв и размышлений я понял, что пришло время обобщить ту трагедию, оглянуться назад на свою жизнь и изложить свою личную историю самым рациональным и непредвзятым способом, дабы помочь идущим за мной».

Увинеза осознал великое значение прощения после встречи с убийцей родных. «Прощение действительно несет очень многое, а для меня оно стало подлинным чудом, – признает священник. – Этому чуду трудно подыскать название на ученом языке, скажу только, что это было нечто немыслимое, непонятное. Прощение реально помогает отрешиться, увидеть трагедию и боль по-иному. Оно отпускает вас из плена у прошлого. Пока ты не можешь отказаться, отпустить боль в себе, ты остаешься в плену. Хотя важно понимать, что это происходит не сразу, это особый долгий процесс, и для каждого он свой».

По его словам, он взрастил в себе уметь прощать, черпая вдохновение в духовных писаниях св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. В 2003 году, после нескольких лет иезуитского послушничества, Увинезу направили на учебу за границей, и перед отъездом он пошел проститься с родными могилами. «По воле провидения, там я встретил убийцу своих братьев, сестер и родителей, – вспоминает священник. – Бог привел меня к этой встрече, полностью подготовив меня к прощению, дабы испытать меня. Тот человек отсидел в тюрьме, власти его отпустили, но отпустило ли его мое сердце? Завидев меня, он пал на колени и произнес: «Марсель, ты знаешь, что я сделал? Есть ли в твоем сердце местечко, чтобы простить меня?» Думаю, его еще и пугала мысль о моем справедливом мщении в тот миг. Тут меня охватило нечто необъятное, неизмеримо более высокое, чем я сам. Человеку самому не по силам такое прощение. Наше дело лишь пожелать прощения, а дальнейшее в руках и воле Божьей. Я поднял его, и мы обняли друг друга в слезах. В этот миг я почувствовал, как невидимые цепи лопнули на моей груди. Как будто я тоже был в тюрьме все эти годы, и разом освободился, взлетел в этом миг».

«Прощение делает тебя свободным, – подчеркивает священник. – Это великое событие, но к нему ведет долгий и трудный процесс, а потому мой опыт, возможно, подойдет не каждому. Однако я надеюсь, что он чем-то поможет супружеским парам, страдающим в раздорах, детям, не умеющим простить родителей, работникам, не умеющим простить свое начальство, и многим другим обиженным. Если, по милости Божьей, я смог возвыситься на этот уровень в своем великом горе, то мой опыт, вполне возможно, поможет людям отпустить и другие, более мелкие обиды и горести».

Сегодня Руанда постепенно восстанавливается после геноцида, и проходит тот самый долгий процесс примирения, прощения, воссоздания разорванных отношений, хотя некоторые из них уже нельзя восстановить и нужно строить заново, напоминает священник. «Страна добилась определенных успехов, прошла часть пути, – сказал он на презентации книги. – Если каждый из нас обретет прощение и справедливость, мы освободимся, и наш путь приведет к успеху. У Руанды теперь есть два образа себя: кладбище сзади и строительная площадка впереди. Кладбище в том смысле, что почти на каждом холме у нас братские могилы. Многие пропали бесследно, их убийцы неизвестны и безнаказанны, многие семьи все еще ждут близких и надеются на чудо. У нас есть мемориалы и могилы, чтобы напоминать о прошлом. Эта память имеет важнейшее значение для примирения и исцеления. Но нельзя жить только прошлым. Нам нужно видеть Руанду и как строительную площадку, много и упорно трудиться, нам требуется много времени и доброты, чтобы построить храм примирения и прощения в наших сердцах».

 

Форумы