Научно-богословская конференция «Богословие и культура» пройдет в СПбДА
- 19 декабря 2022
- 12:35
- Распечатать
- Источники:
- сайт СПбДА
- Седмица.Ru
В Санкт-Петербургской духовной академии прошли VI Барсовские чтения
14 декабря 2022 года, перед началом чтений, участники мероприятия совершили заупокойную литию на могиле Тимофея Васильевича Барсова, которая находится в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры. Первое в новейшей истории заупокойное богослужение на могиле заслуженного профессора возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан (Никитин).
Затем в профессорской СПбДА открылось пленарное заседание.
С приветственным словом к собравшимся обратился проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин. Отметив, что в работе Барсовского общества изначально сформировались «историческое» и «юридическое» направления, и образно сравнив их с двумя «крылами», отец Константин пожелал участникам чтений плодотворной работы.
Далее обзор деятельности Барсовского общества в 2022 году сделал его секретарь Д. В. Волужков. Общество в уходящем году провело 10 мероприятий — восемь круглых столов и две конференции. Опубликованы 16 статей по церковному праву, подготовленных членами общества, а также при его содействии. Особо значимыми событиями 2022 года Дмитрий Владимирович назвал новую конференцию «Церковное право и культура: грани взаимодействия», участие 28 ноября членов общества в Юстиниановских чтениях в МДА, а также начало разработки направления «Государственно-конфессиональные отношения». Кроме того, уходящий год подарил участникам мероприятий Барсовского общества ещё одну ВАКовскую площадку для публикаций — журнал «Труды кафедры богословия».
Затем работа пленарного заседания продолжилась докладами членов Барсовского общества, в которых были как подведены итоги его научной работы, так и обозначены стратегические направления дальнейших исследований.
- Протоиерей Александр Владимирович Задорнов. Кандидат богословия, доцент, заведующей кафедрой церковно-практических дисциплин МДА, действительный член Барсовского общества. Епископ Никодим (Милаш) как интерпретатор канонического корпуса Православной Церкви.
- Юрий Владимирович Оспенников. Кандидат исторических наук, доктор юридических наук, независимый исследователь, действительный член Барсовского общества. Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества).
- Павел Иванович Гайденко. Доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения МГЛУ, председатель редакционного совета журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества. Судебные процедуры в церковном суде Древней Руси (XI–XIV вв.).
- Юлия Владимировна Ерохина . Кандидат юридических наук, доцент Департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества. Церковное право и культура: тенденции и перспективы развития и взаимодействия.
- Алексей Викторович Ведяев. Кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии, доцент кафедры, действительный член Барсовского общества. Осуждение Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол священников.
После перерыва работа Барсовских чтений продолжилась по секциям. С тезисами докладов можно ознакомиться ниже по ссылке. Здесь же приводим перечень докладчиков и темы докладов.
Секция «Организационные и судебные аспекты церковной жизни», модератор Д. В. Волужков.
- Наталия Сергеевна Семёнова
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Внутренние установления Русской Православной Церкви: понятие, содержание и правоприменение в контексте конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства.
- Татьяна Анатольевна Долгополова
Кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (Санкт-Петербург).
Церковный суд в Англии: история и современность.
- Николай Александрович Тарнакин
Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, помощник директора Издательства СПбДА.
Преподавание канонического права в Ленинградской духовной академии (краткий обзор). - Олеся Викторовна Кулёва
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии.
Преподавание новой дисциплины «Право и церковное искусство» в духовных школах: вопросы и решения. - Протодиакон Геннадий Александрович Малеев (дистанционное участие)
Кандидат богословия, преподаватель Минской духовной семинарии, член контрольно-аналитической службы при Церковном Суде Белорусского Экзархата, заведующий Епархиальными богословскими курсами Новогрудской епархии.
Апелляционный суд в Православной Церкви: канонические требования и современная практика. - Сергей Викторович Хрущёв (дистанционное участие)
Преподаватель кафедры истории государства и права Уральского государственного университета имени В. Ф. Яковлева.
Роль и место доказательств в церковном судопроизводстве .
Секция «Византия и Древняя Русь: канонические особенности», модератор П. И. Гайденко.
- Александр Александрович Лушников
Кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области.
«Поганые» в церковном праве. Каково было правовое положение язычников в Древней Руси XI–XIII вв.? - Евгений Дмитриевич Подвальнов (дистанционное участие)
Магистрант Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
Участие священников в походах древнерусских дружин: канонические, правовые и иные основания (на примере антиполовецкой кампании 1111 г.) . - Сергей Юрьевич Тарабрин (дистанционное участие)
Аспирант кафедры Истории России и археологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
К вопросу о каноническо-правовых основаниях открытия новых епархий в Северо-Восточной Руси в 1237–1448 гг. - Андрей Юрьевич Митрофанов (дистанционное участие)
Доктор исторических наук, доктор истории, археологии и искусства Лувенского католического университета, профессор кафедры церковной истории СПбДА, действительный член Барсовского общества.
Брак королевы Матасунты и патриция Германа: религиозный аспект и канонический казус.
Секция «Церковное право и повседневность», модератор Ю. В. Ерохина.
- Елена Юрьевна Калинина
Доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Грех и преступление: соотношение понятий в средневековом европейском праве. - Ирина Александровна Шершнева-Цитульская (дистанционное участие) Кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС.
Эстетические аспекты в осмыслении сущности церковного права: к постановке проблемы. - Александр Анатольевич Хохлов (дистанционное участие)
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры антропологии и этнографии Казанского (Приволжского) федерального университета.
Насилие и право в пространстве повседневности приходского духовенства пореформенного времени: постановка проблемы. - Диакон Сергей Сергеевич Кульпинов (дистанционное участие)
Кандидат богословия, доцент, ведущий научный сотрудник Томской духовной семинарии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени св. Кирилла и Мефодия.
Проблема второго брака духовенства в обновленческом расколе: канонические аспекты. - Сергей Фёдорович Веремеев
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и специальных исторических дисциплин Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (г. Гомель, Беларусь).
Ещё раз о Брестской церковной унии: канонические доводы её сторонников.
15 декабря работа Барсовских чтений продолжилась в формате круглого стола, который получил наименование «Перечитывая заново…» Это было обусловлено тем, что на обсуждение собравшихся были вынесены вопросы, ранее неоднократно обсуждавшиеся на других мероприятиях Барсовского общества: какое право — «каноническое» или «церковное»? Тождественны ли эти понятия? Церковное право — самостоятельное право, корпоративное право или что-то другое?
Модератором круглого стола выступил Д. В. Волужков. Вопросы обсуждались в форме дискуссии, без докладов.
Ю. В. Оспенников отметил, что в вопросе разграничения канонического и церковного права необходимо учитывать критерий неизменяемости, а также исключить из канонического корпуса устаревшие гражданско-правовые нормы.
По мнению П. И. Гайденко , при этом важно учитывать национальные и иные отличия, имеющие место в Поместных Церквах. Более того, даже т. н. квазиканонические нормы (термин, употреблённый на круглом столе) могут достаточно легко изменяться либо вовсе отменяться.
В. В. Лавров отметил, что церковно-правовые нормы могут в ряде условий оказывать существенное влияние на светское право. С этим согласился А. А. Лушников , подчеркнув важность взаимодействия государственного и церковного законодательства. Также Александр Александрович внёс на обсуждение участников круглого стола ещё один вопрос — каким себя в дальнейшем видит Барсовское общество? Только ли площадкой для дискуссий либо научным обществом, вырабатывающим прежде всего методологию? П. И. Гайденко и Ю. В. Оспенников согласились с необходимостью разработки собственного методологического и терминологического аппарата.
А. Ю. Митрофанов подчеркнул важность богословского — прежде всего библейского — измерения при изучении церковного права, а также отметил, что критерий неизменности канонов весьма уязвим с точки зрения исторического подхода, тем более что всё церковное право формировалось во времени и под воздействием исторических условий. В заключение своего пространного выступления Андрей Юрьевич сформулировал ответы на поставленные на круглом столе вопросы: каноническое и церковное право — синонимы, необходимо спокойно относиться к возможности и необходимости ревизии любых канонических норм, церковное право есть право корпоративное.
П. И. Гайденко возразил против отождествления канонического и церковного права, поскольку таковое отождествление нарушает сложившуюся традицию. Также было констатировано, что богословы, как правило, не проявляют интереса к исследованиям церковного права. Ю. В. Оспенников поддержал важность исторического подхода при исследовании канонического корпуса.
И. А. Шершнева-Цитульская отметила, что историческое разделение канонического и церковного права вполне оправдано, но на сегодняшний день нет необходимости в их жёстком разделении. Более важным представляется учёт «юридической силы» тех или иных норм. Также Ирина Александровна поддержала необходимость разработки методологического и терминологического аппарата для Барсовского общества и согласилась с тем, что церковное право есть право корпоративное.
А. В. Ведяев согласился с тем, что каноническое и церковное право — синонимы, и церковное право есть право корпоративное со своими особенностями. Также Алексей Викторович отметил важность практических результатов деятельности Барсовского общества.
Ю. В. Оспенников подчеркнул значимость изучения сегодняшней канонической практики, а также, говоря о церковном праве как праве корпоративном, учёта специфики данной «корпорации».
В заключение Д. В. Волужков подвёл итоги круглого стола, отметив, что его участники всесторонне рассмотрели вынесенные на обсуждение вопросы, а также выявили ряд новых тем для дальнейшего обсуждения.
- 25 марта 2024
- 26 февраля 2024
- 20 февраля 2024
- 24 ноября 2023
- 30 октября 2023
- 19 сентября 2023
- 23 августа 2023