Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству

Выставки рассказывают об основателе заповедника Кижи Александре Ополовникове и "пользе, прочности и красоте" старинных сооружений из дерева
МОСКВА. Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству. Об основателе заповедника Кижи Александре Ополовникове и «пользе, прочности и красоте» старинных сооружений из дерева передает корреспондент телеканала «Культура» Анна Шустер.

Простая доска при пристальном рассмотрении может оказаться шедевром, как уверен Александр Любимцев. В Москве он представляет новую выставку «Польза, прочность и красота крестьянской архитектуры».

«Сложная, геометрически сложная такая пространственная конструкция – это обычный угловой замок, где бревна стыкуются в углу», – заметил ведущий специалист Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова Александр Любимцев.

Фрагменты основы церковного купола, опоры шатра колокольни. Почти все экспонаты привезены сюда с Кижского Погоста — это единственный сохранившийся в России ансамбль с двумя многоглавыми деревянными церквями. Архитекторы до сих пор гадают, как Преображенский храм возвели без предварительных чертежей. Комплекс включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эти осиновые лемеха покрывали купола Преображенской церкви. Во время реставрации их сняли и превратили в арт-объект. Рядом фотография храма, здесь хорошо видна красота деревянной черепицы. До сих пор каждый лемех вытачивают вручную.

Автор снимка Денис Федосеев совершил уже две экспедиции на остров Кижи и является волонтером проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», восстановившего уже 168 объектов. Скромность деревянных храмов на фоне бесконечных северных просторов фотограф однажды решил превратить в символ. Эту фотографию он сравнивает с иероглифом.

«Японцы использовали в гравюрах прием, когда они не могли передать бесконечность пространства, которое мы видим на севере, они использовали белый цвет, пустоту, тут как раз об этом речь, и об огромных просторах севера, об их наполненности, об их смыслах», – заявил фотограф, волонтёр проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» Денис Федосеев.

Когда-то эту наполненность почувствовал Александр Ополовников. Родившийся в 1911-м году, попавший в детский дом после ссылки отца, он закончил лесной техникум и отправился покорять Москву. Тогда молодой архитектор не знал, что навсегда свяжет жизнь с деревянным зодчеством, и отдавал предпочтение современной архитектуре.

«Иногда бывает, что открытие каких-то ученических работ представляет собой неожиданность. Так произошло и с проектом 5 курса Александра Викторовича Ополонникова, фотографии которого были нами обнаружены в музее МАРХИ», – заявила куратор выставки, учёный секретарь Музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская.

Этот студенческий проект музейщики демонстрируют впервые. В соседнем зале – его чертежи из Кижей. В 1943 году красноармеец Ополовников был командирован в прифронтовую зону Архангельской области «для фиксации ценных памятников деревянного зодчества», с ним создатель музея в Кижах и связал всю последующую жизнь. Секрет же успеха он видел в непрекращающемся труде.

Форумы