Древнеегипетская мумификация никогда не предназначалась для сохранения тел, считает британский ученый

Кэмпбелл Прайс, куратор музея Египта и Судана Манчестерского университета, считает, что это представление совершенно неверно

 

МАНЧЕСТЕР. Долгое время считалось, что древние египтяне использовали мумификацию как способ сохранить тело после смерти. Однако предстоящая музейная выставка показывает, что этого никогда не было на самом деле. Вместо этого сложная техника захоронения на самом деле была способом направить умершего к божественному, утверждает интернет-издание Live Science .

Исследователи из музея Египта и Судана Манчестерского университета в Англии освещают распространенное заблуждение в рамках подготовки к выставке под названием «Золотые мумии Египта», которая откроется в начале следующего года. Новое понимание предполагаемой цели мумификации существенно отличается от того, чему учат студентов о мумиях.

Так как же именно это заблуждение процветало так долго? Все началось с викторианских исследователей, которые ошибочно определили, что древние египтяне сохраняли своих мертвецов так же, как консервируют, скажем, рыбу. Их аргументация? Оба процесса содержали один и тот же ингредиент: соль.

«Идея заключалась в том, что вы сохраняете рыбу, чтобы съесть ее в будущем», — сказал Кэмпбелл Прайс, куратор музея Египта и Судана, — «Итак, они предположили, что то, что делается с человеческим телом, было таким же, как и с рыбой».

Однако соленое вещество, используемое древними египтянами, отличалось от соли, используемой для сохранения улова. Известный как натрон, этот встречающийся в природе минерал (смесь карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия) добывался в изобилии со дна озера, расположенного возле Нила, и служил ключевым ингредиентом при мумификации.

«Мы также знаем, что натрон использовался в храмовых ритуалах [и наносился] на статуи богов», — сказал Прайс. — «Его использовали для очищения».

Прайс сказал, что еще одним материалом, который обычно ассоциируется с мумиями, являются благовония, которые также служили подарком богам.

«Посмотрите на ладан и смирну — они есть в христианской истории об Иисусе и были дарами трех волхвов», — сказал Прайс. — «В истории древнего Египта мы обнаружили, что они также были подходящим подарком для бога».

Он добавил: «Даже слово для обозначения благовоний в древнем Египте было «senetjer», что буквально означает «сделать божественным». Когда вы возжигаете благовония в храме, это уместно, потому что это дом бога и делает пространство божественным. Но затем, когда вы наносите на тело благовонные смолы, вы делаете тело божественным и божественным существом. Вы не обязательно сохраняете его».

Как и египтяне, викторианские египтологи также считали, что умершим понадобятся их тела в загробной жизни, что добавляло больше правдоподобия неправильному пониманию мумификации.

«Не помогло то, что биомедицинская одержимость родилась из викторианских идей о том, что в загробной жизни ваше тело должно быть полным», — сказал Прайс. — «Это включало удаление внутренних органов. Я думаю, что на самом деле это имеет несколько более глубокий смысл… и в основном речь идет о превращении тела в божественную статую, потому что мертвый человек был преображен».

Археологи часто находят мумии, помещенные рядом с саркофагом, изображающим подобие умершего.

«В английском языке маска — это то, что скрывает вашу личность; портрет раскрывает вашу личность», — сказал Прайс. — «Эти объекты, панно и маски, придают идеализированный образ божественной форме».

В рамках выставки в музее будет представлен ряд погребальных масок, панельных портретов и саркофагов, связанных с древними египетскими захоронениями, что еще раз докажет первоначальные намерения мумификации, считает Прайс.

«Золотые мумии Египта» будут выставлены в Манчестерском музее с 18 февраля 2023 года. Музей также опубликовал книгу с тем же названием, написанную Прайсом для сопровождения предстоящей выставки.

Форумы