• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Катар запретил продажу пива футбольным фанатам, съехавшимся на чемпионат мира

Это обострило споры о правах, свободах и заповедях Корана об алкоголе

ДОХА. Всего за два дня до открытия футбольного чемпионата мира в Катаре, принимающая страна запретила продажу пива на стадионах, вызвав шквал критики одних и одобрения других, со спорами о правах, свободах и заповедях Корана об алкоголе, сообщает apnews.

Официальные лица Катара уже давно заявляли, что страна рада принимать футбольных фанатов со всего мира на турнире с величайшим уважением и гостеприимством, но надеется на встречное уважение культуры, веры и традиций местного народа. Потребление алкоголя считается недопустимым в исламе, и это только одна из областей культурных различий со странами запада, в которых страна пытается соблюсти некое хрупкое равновесие. Associated Press анализирует видят конфликт между привычными возлияниями на футболе и мусульманскими верованиями следующим образом.

Потребление алкоголя в исламе считается харамом, то есть грехом. Исламские ученые и улемы поясняют этот запрет строкой Корана, поучающей правоверных воздерживаться от приема любых одурманивающих разум веществ, поскольку они есть «дело рук сатаны». Цитируют также высказывания пророка Мухаммеда о пагубных последствиях алкоголя для разума и духа. Ввиду этого запрета, многие мусульмане постоянно обращаются к религиозным наставникам за разъяснениями по целому ряду неизбежных повседневных вопросов или противоречий. К примеру, можно ли употреблять пищу с продуктами брожения, в которых обязательно есть спирты (как в кефире и квасе); грешно ли правоверному обслуживать пьющих спиртное гостей в западном ресторане; можно ли пользоваться духами на спирту; можно ил посещать мероприятия, где иноверцам подают алкоголь и пр.

Хотя считается, что запрет на алкоголь в исламе свято соблюдается, некоторые мусульмане его не придерживаются и пьют как в своем кругу, так и на людях. Опрос мусульман по всему миру, проведенный социологической службой Pew Research Center в 2013 году (на выборке в 38 тысяч человек), показал, что большинство правоверных (более 50%) считает потребление алкоголя аморальным. В Таиланде, Гане, Малайзии, Палестине, Индонезии, Нигере и Пакистане таковых оказалось даже более 90%. Тем не менее, в 11 из 37 стран, где проводился опрос, нашлось не менее 10% правоверных, считающих умеренное потребление спиртного морально приемлемым, а кое-где их доля была еще выше.

Алкоголь доступен в ряде исламских стран, хотя местные требования и ограничения на его продажу и потребление варьируют в самых широких приделах. Некоторые страны (к примеру, Саудовская Аравия) полностью запрещают спиртное, а нарушителей запрета наказывают бичеванием, штрафами, тюремным заключением, либо депортацией (если это иностранцы). Однако в последние годы в королевстве открываются многочисленные развлекательные заведения, отели и зоны отдыха для туристов, а потому нетрудно предвидеть, что вскоре неизбежно появятся какие-то послабления и разрешения на употребление алкоголя, иначе никто в них не поедет.

На ближайших популярных курортах жесткие запреты давно забыты – к примеру, в Дубае, известнейшем туристическом центре Объединенных Арабских Эмиратов, славящемся фешенебельными заведениями, роскошью, блеском и изысками на любой вкус. Город завлекает туристов множеством баров, ночных клубов, игровых заведений, отелей и прочих развлечений самого высшего класса. В последние годы местные власти последовательно ослабляют правила продажи и потребления спиртных напитков, поскольку, как и повсюду в мире, их реализация давно стала там важнейшей статьей налоговых доходов.

Спиртные напитки довольно свободно продаются в винных магазинах Иордании, они всегда к услугам гостей по всех барах и ресторанах столичного Аммана. Похожая ситуация и в Египте, стране мусульманского большинства, где вино, пиво и крепкие спиртные напитки вполне доступны для туристов и части местных жителей, тем более что в последние годы они все шире продаются в интернет-магазинах, а стало быть обеспечивают относительную анонимность. И все же, как показал опрос Pew Research Center, 79% мусульман в Египте по-прежнему считают потребление алкоголя аморальным.

В странах региона, где действуют более строгие запреты, многие идут на риски арестов и наказаний, стараясь раздобыть спиртное. В Саудовской Аравии, где находятся величайшие святыни ислама, постоянно случаются попытки обойти запрет самыми замысловатыми нелегальными путями – в основному путем ввоза спиртного из соседнего Бахрейна. Нелегалы возят его множеством способов – одни прячут плоские бутылки виски в носки, карманы, багаж и тайники в машинах, другие провозят его в банках с наклейками безалкогольных напитков типа пепси, третьи пьют суррогаты. Иногда подобные питейные радости заканчиваются трагично. К примеру, в 2002 году в Саудовской Аравии 19 человек получили смертельные отравления в результате потребления одеколона с содержанием ядовитого метанола. В Иране также постоянно регистрируются случаи отравления домашними самогонами и наливками, креплеными техническими спиртами, содержащими метанол.

В Катаре, как и Саудовской Аравии, доминирует ваххабизм – ультраконсервативное течение ислама, а потому действуют строжайшие запреты на продажу и потребление спиртных напитков. Они отпускаются только иноверцам в барах отелей. Во время подготовки к чемпионату мира изначально существовала договоренность, что пиво будет продаваться на стадионах и в фан-зонах в вечерние часы. Однако 18 ноября власти страны вдруг объявили, что на стадионах разрешается продажа только безалкогольного пива, а слабые и крепкие спиртные напитки, столь привычные для фанатов и необходимые им для подогрева страстей, будут отпускаться только в питейных заведениях роскошных гостиниц. Подавляющее большинство болельщиков, уже купивших билеты на чемпионат, не имеет доступа в эти зоны, а потому лишилось выпивки. Без нее для многих из них футбол совершенно немыслим.

Нынешний чемпионат мира в Катаре еще раз обострил дебаты о допустимости продажи алкоголя на матчах. К примеру, в 2014 года Бразилия, принимавшая чемпионат, была вынуждена изменить правила продажи спиртного на стадионах. Это было сделано не столько из-за культурно-религиозных запретов, сколько из требований правопорядка – чтобы хоть как-то обуздать массовые драки фанатов на стадионах и улицах городов. Многие из противников подобных запретов считают, что пиво давно уже стало непременным атрибутом фан-культур многих футбольных стран, а потому запреты на его продажу и потребление на чемпионатах мира неправомерны и бесчеловечны.

 

Форумы