Найдены доказательства того, что в мастерской Леонардо были созданы две версии «Спасителя мира»

Таково мнение Мартина Клейтона, руководителя отдела гравюр и рисунков в Виндзорском замке

 

ЛОНДОН. Вероятно, мастерская Леонардо да Винчи создала картину «Спасителя мира» дважды. Новое исследование, сравнивающее предварительные рисунки художника с драпировками, а также известные копии ныне печально известной работы, которая была продана на аукционе за рекордную сумму в 450 миллионов долларов пять лет назад, обнаружило значительные различия в деталях. Это дало основания предположить, что Леонардо, возможно, создал две версии этой картины, сообщает АrtnetNews.

Это предположение исходит от Мартина Клейтона, руководителя отдела гравюр и рисунков Королевской коллекции в Виндзорском замке. Клейтон выступил с презентацией своих последних исследований на октябрьской конференции Леонардо да Винчи «Спаситель мира» в Лейпциге, Германия.

Ключевой рассматриваемой деталью является замысловатая драпировка рукава Христа, свисающего с его поднятой благословляющей руки. В известной версии картины, которая сейчас принадлежит Саудовской Аравии, более темная верхняя одежда окружает складки бледной рубашки.

Таким же образом выглядит самая известная копия произведения – версия Гане, названная так в честь парижской коллекции Де Гане, которой она раньше принадлежала. Другие известные копии — Чезаре да Сесто в Варшаве, Джампьетрино в Детройте, Джироламо Алибранди в Неаполе и утерянная из коллекции Старка в Цюрихе — также имеют аналогичную обработку одежды Спасителя.

Но есть еще одна копия, известная как Worsley или Yarborough Salvator Mundi, названная так в честь коллекционеров, которым она когда-то принадлежала. На этой картине, которую не видели с тех пор, как она появилась на аукционе в Реймсе, Франция, в 1962 году, изображен рукав-буф с манжетой на запястье.

В Виндзорской коллекции есть два рисунка Леонардо, которые, как полагают, относятся именно к этой части картины. Оба являются частью группы из 500 сохранившихся работ на бумаге, которые служили студийными моделями при жизни художника, помогая его мастерской в ​​выполнении его заказов.

На одном из рисунков изображена поднятая рука под большим углом, чем на готовой работе, но со сложенной тканью, обернутой вокруг запястья. На другом рисунке показан тот же рукав с манжетой, что и у Yarbrough/Worsley Salvator, со складками, поднимающимися вертикально до запястья.

Презентация Клейтона предполагала возможность того, что студия Леонардо работала сразу над двумя версиями «Спасителя мира», меняя некоторые детали в ходе работы над обеими картинами.

Также возникли вопросы в связи с первым рисунком, на котором тщательно прорисована ткань на груди Христа, в том числе омега-образная складка, которая, по мнению некоторых искусствоведов, символизирует раны распятия.

Складка-омега точно воспроизведена в версии Гане и версии Yarbrough/Worsley, но ее трудно различить на окончательной картине. Это говорит о том, что более поздние реставрации, которые, как известно, были обширными до такой степени, что некоторые эксперты вообще сомневаются в атрибуции картины Леонардо, могли скрыть оригинальную работу художника в этой области картины.

Историки искусства и ранее отмечали сходство между подготовительным рисунком из Виндзора и версией Yarbrough/Worsley.

В книге 2019 года «Спаситель мира Леонардо и коллекционирование Леонардо при дворах Стюартов» авторы Маргарет Даливалле, Мартин Кемп и Роберт Б. Саймон посвятили целую главу рисункам драпировок, отметив, что, возможно, создатель версии Yarbrough/Worsley видел исходную картину Леонардо в незавершенном состоянии.

Книга предполагает, что вместо того, чтобы создавать две версии «Спасителя мира», художник мог просто изменить изображение рукава, изменив складки на драпировке при завершении работы.

Форумы