• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Вашингтонский национальный собор отметил свое 115-летие сбором 115 миллионов долларов на «ремонт и развитие»

Он оправляется от землетрясения, случившегося 11 лет назад, в нем ремонтируют орган и налаживают «цифровое служение»

 

ВАШИНГТОН. Национальный собор в столице США отметил свое 115-летие сбором 115 миллионов долларов на ремонт и развитие, чтобы полностью оправиться от землетрясения, случившегося 11 лет назад – сейчас в нем идет восстановление органа и наладка системы «цифрового служение», сообщает washingtonpost.

Представители собора заявили, что сбор пожертвований будет продолжаться, а поступающие средства сразу вкладываются не только в систему цифрового служения и ремонт 84-летнего органа, но и в реконструкцию бывшего Колледжа проповедников. Это каменное здание в готическом стиле, примыкающее к собору, бездействует со времен рецессии 2008 года. Сейчас его также именуют Центром Вирджинии Мэй (Virginia Mae Center) в честь щедрой дарительницы. В этом центре планируют устраивать семинары по лидерству, учебные курсы «основ социальной и расовой справедливости», а также встречи художников и музыкантов.

Преподобный Рэндольф Маршалл Холлерит (Randolph Marshall Hollerith), настоятель собора, говорит, что усилия по сбору средств уже почти достигли своей цели. Пять лет назад собор приступил к «поиску преданных доноров» в надежде собрать 150 миллионов долларов. Служители надеются в ближайшие два года собрать остаток средств и вложить их в ликвидацию самого тяжкого последствия землетрясения – в ремонт центрального шпиля собора. Его потрескавшиеся каменные грани все еще стянуты целой короной из массивных стальных балок. По расчетам, одна только эта работа займет еще не менее восьми лет.

Отец Холлерит подчеркивает, что средства вкладываются не только в капитальный ремонт, но и в повседневную эксплуатацию и службы собора, поскольку на них уходит до 50 тысяч долларов в день. «Мы убеждены в том, что тот, кто делает свою работу должным образом, всегда найдет нужную поддержку и ресурсы», уверен священник. Он служит в соборе с 2016 года и успел заслужить репутацию умелого организатора, сборщика средств и распорядителя. По его словам, годовой бюджет собора составляет 25 миллионов долларов, и сейчас в нем занято 86 человек полный рабочий день.

Он напоминает, что землетрясение в августе 2011 года нанесло ущерб в 38 миллионов долларов, а темпы ремонта с тех пор были очень медленными – как из-за нехватки финансирования, так и ввиду сложности высотных работ в этом здании, одном из самых высоких в округе. Каменные элементы большей частью реставрируются вручную, и эти работы трудно ускорить. По словам Холлерита, собор на сегодня в целом завершил ликвидацию основного ущерба от землетрясения. На это ушло около 24 миллионов долларов, при этом удалось избежать перекачки средств капитального ремонта в эксплуатационные и служебные нужды. «Очень важно, что мы не брали деньги на ремонт сводов из служебных средств, – подчеркивает настоятель. – Как ни важны ремонтные работы, они не должны идти в ущерб нашей духовной миссии и службе, идущей своим чередом».

Собирая средства для Вашингтонского национального собора, служители подчеркивают его двойную миссию как епископального молитвенного дома и величественного исторического памятника, одного из самых узнаваемых символов столицы. Настоятель говорит, что благодаря расположению собора в самом «центре притяжения», его служители ищут разумный баланс между его богослужебной миссией ради духовных нужд прихожан и его представительской государственной ролью. Этому видному зданию то и дело приходится исполнять роль «гостеприимного духовного дома, открытого для представителей всего политического спектра». Он представляет свои залы для важных государственных церемоний, в которых религиозные обряды сочетаются и чередуются с государственными протокольными мероприятиями. Здесь проходят, к примеру, похороны президентов, а недавно прошла поминальная служба по британской королеве Елизавете II. До пандемии собор привлекал около 250 тысяч посетителей в год; при этом постоянных прихожан насчитывается чуть более 1500 человек, а по воскресеньям на службу иной раз съезжается до 10 тысяч верующих из ближних и дальних мест.

«Мы помним, что прежде всего, мы – церковь, – говорит отец Холлерит. – Мы епископальная церковь, несущая примиряющую всех любовь Иисуса Христа. При этом мы осознаем, что наше здание является грандиозным памятником, одним из самых красивых и величественных зданий в Вашингтоне, и потому привлекает людей, играет важную мирскую роль. А мы живем и стоим здесь как церковь ради нашей миссии: служение Богу, духовная музыка, молитвы – вот в чем наша основа. При этом мы признаем мирскую роль нашего храма как национального памятника, и это часть нашего попечения, нашей заботы об этом прекрасном сооружении».

Идея о том, что Вашингтон нужно украсить величественным собором, приличествующим столице великой страны, родилась у Джорджа Вашингтона и отцов-основателей в первые дни закладки города. В конце 19 века его сооружение стало жизненной миссией первого епископа Вашингтонской епархии, преподобного Генри Йейтса Саттерли (Henry Yates Satterlee). Он представлял себе собор как «вдохновляющее сооружение, взывающее к религиозным и благородным патриотическим чувствам», как отмечается в статье Washington Post за июнь 1907 года с описанием проекта храма. Согласно этому проекту, собор под официальным названием «Соборная церковь Святых Петра и Павла» строился в готическом стиле 14 века по европейским лекалам. На торжественной церемонии закладки краеугольного камня в сентябре 1907 года присутствовало около 10 тысяч человек, включая президента Теодора Рузвельта. На то время, по расчетам церковных служителей и инженеров, стоимость строительства составила более 5 миллионов долларов.

Особое внимание настоятель Холлерит уделяет работам по окончательной отделке Центра Вирджинии Мэй, в котором сочетаются готический и тюдоровский архитектурные стили. Он вспоминает, как полюбились ему его стены и залы, когда он учился в них молодым священником почти 30 лет назад – хотя нынешнее поколение скорее видит в них «стиль Гарри Поттера». «Когда я пришел сюда опять уже в качестве декана и нашел колледж бездействующим, я сделал все возможное, чтобы вновь открыть его», – говорит Холлерит. Щедрый дар в размере 17 миллионов долларов от Вирджинии Мэй и ее четырех дочерей (эта семья производит кондитерские изделия под брендом Mars candy fortune) стал катализатором восстановления и обновления четырехэтажного (даже пятиэтажного, считая с башней) здания Кафедрального колледжа веры и культуры, заложенного в 1929 году. Теперь своды его приемного зала вновь украшают красочные росписи; встроен современный комфортабельный лифт; установлены новые витражи в галереях с видом на внутренний двор; устроена современная трапезная; расширены и оборудованы системами видеоконференцсвязи его залы; и открыты гостевые помещения для приезжих художников или композиторов.

Не меньше сил уделяется капитальному ремонту многострадального церковного органа. Этот электромеханический гигант, возведенный в 1938 году компанией Ernest M. Skinner and Son Organ Co., серьезно пострадал от времени, землетрясения и воды, проникшей в трещины. Томас Шихан (Thomas Sheehan), соборный органист, попробовал сыграть гамму для журналистов, чтобы показать болезни уникальной машины: одни трубы сипят, другие фальшивят, третьи молчат, а многие клавиши вообще мертвы. В органе 10 650 труб из мягкого свинца толщиной от карандаша до водосточной трубы. Многие из них пропали, смялись или погнулись, а другие до сих пор закупорены ватными шариками со времен катастрофы, когда заклинило воздушные клапаны. Орган готовят к разборке и отправке в Коннектикут на ремонт.

Реставрируются и каменные стены, парящие в высоте ажурные контрфорсы и фантастические фигуры горгулий, ангелов и гротесков, глядящих на город с высоты. Джо Алонсо (Joe Alonso), бригадир каменщиков, говорит, что мощные удары землетрясения силой почти в 6 баллов сотрясали и ломали хрупкие каменные шпили, как хлысты. На 90-метровой высоте устранять повреждения очень непросто. Но уже недалек тот день, когда последний шпиль закончат и украсят фигурой трубящего ангела. «Символично, что мы завершим работу возвращением на место падшего ангела», - улыбается Алонсо.

«Хотя мы в основе своей христианская епископальная церковь, великие соборы обладают удивительной святостью и духовной силой для каждого, неважно кто он – христианин, иудей, агностик, иной искатель духа, – убежден настоятель Холлерит. – Собор создает пространство для собирания и единения людей в духе, и для нас очень важно служить отражением всей нашей разнообразной нации, местом ее духовного сосредоточения и обновления».

 

Форумы