• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Халдейская Католическая Церковь и Ассирийская Церковь Востока могут объединиться в общую Церковь Востока

Эту идею предложил халдейский патриарх Луи Рафаэль Сако, напомнивший об общем литургическом, историческом, языковом и духовном наследии

 

БАГДАД. Халдейский патриарх Луис Рафаэль Сако считает, что Халдейская Католическая Церковь и Ассирийская Церковь Востока могут объединиться в общую Церковь Востока, поскольку их объединяет общее литургическое, историческое, языковое и духовное наследие, сообщает fides.

«Я изучил наше восточное наследие и труды Отцов Церкви, и я не вижу серьезных препятствий к объединению с Ассирийской Церковью Востока в общую церковь под названием Церковь Востока», – заявил иракский кардинал Луис Рафаэль Сако, патриарх Халдейской католической церкви. Он выдвинул инициативу об «общем братском размышлении с целью возможного восстановления полного сакраментального общения» с Ассирийской церковью Востока. Это христианская церковь восточно-сирийского обряда, возникшая среди арамеоязычного населения Месопотамии в I веке. Известна также как Сиро-персидская Церковь, а ее полное официальное название – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока.

Патриарх выдвинул идею объединения церквей в обширном и насыщенном послании под названием «Единство и множественность Церкви». В нем он также указывает, что «то же самое [обоснование идеи единения] верно для Сирийской Католической Церкви и Сирийской Православной Церкви», которые, как он полагает, «могли бы объединиться под названием Сирийская церковь Антиохии», ибо точно так же имеют «одни корни и единое литургическое, историческое, языковое и духовное наследие».

Свое послание, распространенное по официальным каналам Халдейского патриархата, кардинал-патриарх Сако представляет, с одной стороны, как «просто личное мнение». С другой стороны, в нем он приводит глубоко проработанные доводы с опорой на доктринальные и богословские источники. Патриарх обосновывает этими доводами «возможность возвращения к полному общению» между некоторыми восточными католическими церквями и древними церквями Востока, разделяющими общее литургическое, богословское и духовное наследие. Этот путь вполне возможен, по его словам, поскольку, хотя они и не находятся в полном общении с Папой Римским, они все же никогда не имели прямых догматических конфликтов с Римской церковью и ее епископатом.

«Церкви развивались в различных культурных, языковых и географических средах и контекстах, строясь на одной и той же апостольской вере, – утверждает патриарх Сако вначале своего послания. – Церковное единство не возникает в результате человеческих организационных усилий или парламентских обсуждений, оно не навязывает себя, требуя всеобщей покорности некоей единой модели, насаждаемой свыше и подавляющей законные и плодотворные различия – хотя эти различия способствуют полноте церковной жизни и апостольской миссии как обогащающие ее дары».

«Сущностное единство Католической Церкви и древних Восточных Церквей апостольского происхождения также объективно проявляется в общих христологических декларациях, которые эти Церкви подписали в последние десятилетия своего экуменического путешествия, – напоминает патриарх Сако. – Это единство веры – подлинное, а не выдуманное, и все это признают. Это молитвенное единство, которое раскрывает себя все очевидней – при всем плюрализме административных, иерархических и культурных особенностей, вошедших в жизнь и признаваемых нами, – ибо то, что объединяет нас, намного выше того, что разделяет».

«Источник единства Католической Церкви и древних некатолических Восточных Церквей заключается в общей принадлежности к апостольской традиции, – утверждает патриарх Сако. – Наше экуменическое путешествие может быть особенно плодотворным, когда осуществляется на основе конкретного общения между христианами в своих приходах и епархиях». Патриарх Сако подчеркивает, что церкви все острее ощущают «настоятельную необходимость размышлений над возможным проектом единения» через «открытый диалог». К этому сближению их побуждает тяжелое «положение дел, в котором оказались столь многие христианские общины на Ближнем Востоке, страдающие от исхода, опустошающих процессов эмиграции, в результате которых наш народ рассеивается сегодня по так называемым «диаспорам».

В конце своего послания иракский кардинал-патриарх также подчеркивает тот факт, что ассирийская «Церковь-сестра», возглавляемая Патриархом Мар Авой III, уже была упомянута как «Святая Ассирийская Католическая Апостольская Церковь Востока» в официальных заявлениях по случаю инаугурации нового Патриархата 12 сентября в Эрбиле (столица Курдского автономного района в Ираке).

Напомним, что Патриарх Мар Ава III, уроженец США, был избран 122-м предстоятелем Ассирийской Церкви Востока на специальном заседании Синода год назад – 8 сентября 2021 года в Эрбиле. До избрания он был секретарем Синода и епископом Калифорнийским. В миру носил имя Дэвид Ройел (David Royel), родился 4 июля 1975 года в Чикаго в семье ассирийских эмигрантов. В епископский сан рукоположен в 2008 году и тогда же назначен правящим архиереем Калифорнийской епархии. С 2015 года служил секретарем Синода и председателем Комиссии по межцерковным связям и развитию образования в Ассирийской Церкви Востока, а с 2016 года сопредседателем Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока.

 

 

Форумы