Суд США постановил, что «сокровища гвельфов» стоимостью 250 миллионов долларов не будут возвращены наследникам еврейских коллекционеров

Суд отклонил дело против немецкого Stiftung Preussischer Kulturbesitz

 

ВАШИНГТОН. Попытки вернуть «сокровища гвельфов», которые, по мнению наследников консорциума еврейских коллекционеров, были проданы нацистскому правительству Германии в 1935 году под давлением, столкнулись с еще одним препятствием, сообщает АrtnetNews.

Окружной суд США по округу Колумбия удовлетворил ходатайство об отклонении иска о реституции 2015 года против Stiftung Preussischer Kulturbesitz (SPK), государственного немецкого музейного фонда, которому принадлежит коллекция средневековых религиозных предметов, традиционно именуемая «сокровищами гвельфов». Основанием для решения суда стало отсутствие юрисдикции дела в США

«SPK довольна решением окружного суда, которое подтверждает давнее мнение SPK о том, что этот иск о реституции «сокровищ гвельфов» не должен рассматриваться в суде США», — заявил в интервью агентству Associated Press (АР) президент SPK Херрманн Парцингер. — «SPK также долгое время утверждала, что этот иск не имел оснований, поскольку продажа «сокровищ гвельфов» в 1935 году не была вынужденной продажей из-за преследований нацистов».

Говорят, что «сокровищница гвельфов» (или Welfenschatz на немецком языке), состоящая из 82 предметов, стоит около 250 миллионов долларов, включая богато украшенные изделия из серебра, реликвии, запрестольные образы, а также золотые и серебряные распятия. Эти сокровища, являющиеся крупнейшей общественной коллекцией подобного рода в Германии, в настоящее время выставлено в Музее декоративного искусства в Берлине.

«Мои клиенты разочарованы решением Окружного суда», — сообщил Artnet News по электронной почте адвокат наследников Николас О'Доннелл. — «Больше всего разочаровывает, конечно, то, что Германия продолжает игнорировать свои обязательства в соответствии с Вашингтонскими принципами 1998 года и собственной Совместной декларацией по поиску справедливых и честных решений для предметов искусства, незаконно присвоенных Германией во время Холокоста. Мы рассматриваем решение и варианты подачи апелляции».

Длительная судебная тяжба за сокровища началась в 2008 году в Германии, где наследники еврейских коллекционеров Захариаса Хакенброха, Исаака Розенбаума, Сэми Розенберга и Юлиуса Фалька Гольдшмидта заявили, что продажа «сокровищ гвельфов» в 1935 году была вынужденной. Артефакты, как утверждалось в иске, были проданы по цене ниже рыночной — на 10% меньше, чем первоначально заплатил консорциум в 1929 году.

Немецкая комиссия не согласилась с таким утверждением, заявив в 2014 году, что Великая депрессия, а не преследования евреев, объясняла разницу в цене. Несмотря на вынесенный приговор, наследники подали новый иск в США в 2015 году.

Германия сослалась на Закон об иммунитетах иностранных суверенов, который ограничивает обстоятельства, при которых истцы из США могут подать в суд на иностранное правительство, но окружной суд Вашингтона, округ Колумбия, разрешил рассмотрение дела в 2017 году.

Решение было дважды оставлено в силе в апелляционном порядке, а затем передано в Верховный суд, который отправил его обратно в районный суд с СПК в качестве единственного оставшегося ответчика. Это было знаменательное решение, которое могло подорвать усилия по реституции эпохи Холокоста.

Вопрос, который Верховный суд хотел, чтобы разрешил окружной суд, заключался в том, были ли еврейские коллекционеры гражданами Германии на момент продажи сокровищ, и сохранил ли истец право выдвигать этот аргумент в ходе более раннего судебного разбирательства.

Чтобы сделка нарушила закон о «внутренних изъятиях», страна должна была конфисковать имущество у иностранного гражданина. В таком случае дело подпадает под исключение в отношении экспроприации, что позволяет рассматривать его в США.

Судья Коллин Коллар-Котелли установила, что в предыдущих документах наследники не утверждали, что их предки не были гражданами Германии, вместо этого сосредоточив внимание на аргументе о том, что случаи геноцида обязательно были нарушениями в отношении домашнего имущества. Но даже если бы они это сделали, написала она, по ее мнению, «этот суд считает, что истцы не предоставили адекватной информации в поддержку своего утверждения о том, что арт-дилеры не были гражданами Германии на момент продажи».

«Это решение смешивает вывод Верховного суда о том, что геноцид сам по себе недостаточен для того, чтобы ссылаться на исключение в отношении экспроприации FSIA, с полным отсутствием интереса к поведению нацистского правительства, осуществившего эту принудительную продажу в отношении жертв, которые либо переехали в Амстердам или были исключены из сферы действия закона в Германии», — сказал О'Доннелл.

«То, что мои клиенты никогда не поднимали идею о том, что их предки не были гражданами Германии по международному праву, вызывает недоумение», — добавил он. — «Во всех заявлениях на сегодняшний день утверждалось, что в глазах нацистского правительства члены консорциума не считались немцами».

В числе наиболее значимых «сокровищ гвельфов» следует отметить такие шедевры средневекового искусства, как:

— Мадонна с Младенцем из Люнебургского Ратссильбера (около 1510 г.), выставленная ​​в Музее Боде в Берлине.

— Купольный реликварий (Kuppelreliquar) из Welfenschatz, или Сокровища гвельфов, изображен в Kunstgewerbemuseum, или Музее декоративного искусства, в Берлине. Фото Тобиаса Шварца/AFP через Getty Images.

— Переносной алтарь графини Гертруды (ок. 1045 г.). Этот переносной алтарь, созданный по заказу графини Гертруды Брауншвейгской, является одним из самых ранних и самых богато украшенных предметов «сокровищницы гвельфов», сделанных из золота и драгоценных камней.

— Бюст-реликварий святого Власия, выставленный в Kunstgewerbemuseum, или Музее декоративного искусства, в Берлине.

Форумы