В Музее Гетти восстановили горельефы утраченного древнеримского саркофага III века

Сидящая женщина, вероятно, изображает покойную, перед которой стоят музы

 

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Музей Дж. Пола Гетти создал увлекательную онлайн-выставку о сложных задачах сохранения группы рельефов из утраченного римского саркофага, сообщает Тhe history blog.

«Muses in the Lab: Conserving a Roman Sarcophagus в Google Arts & Culture» – это легко прокручиваемый, аннотированный и иллюстрированный пошаговый процесс, отражающий сохранение фрагментов горельефа из большого саркофага, на котором изображена женщина, сидящая рядом с тремя стоящими музами.

Сидящая женщина, вероятно, изображает покойную. Перед ней Терпсихора, муза танца и хорового пения, держащая лиру. Рядом с ней в центре композиции Талия, муза комедии, держащая в руках навершие комической маски. Она одета в сетчатый комбинезон, похожий на те, что можно увидеть на скульптурах комедийных актеров в костюмах. Справа Эвтерпа, муза музыки и лирической поэзии, держит в обеих руках свои двойные свирели.

Вторая группа фрагментов этого саркофага находится в правом переднем углу. Мельпомена, муза трагедии, стоит перед задрапированным занавесом, держа трагическую маску. К этому фрагменту прикреплен правый конец саркофага. На нем изображен барельеф человека в бисере, держащего книжный свиток. У его ног также лежит стопка книжных свитков, что позволяет предположить, что это может быть изображением писателя, вероятно, трагического поэта, учитывая его местонахождение рядом с Мельпоменой.

Основная группа имеет высоту 54 дюйма и ширину 88 дюймов и должна была быть центральной сценой перед массивным саркофагом. Его стиль датируется серединой 3 века нашей эры. Гетти приобрел его у нью-йоркского арт-дилера в 1972 году. До этого ничего не было известно о его истории, и до сих пор нет никакой информации о его происхождении.

И передняя часть сцены, и правый угол выставлялись вместе с 1974 по 1980-е годы, когда их сняли и положили на хранение.

Реставраторы повторно исследовали рельефы в 2018 году в рамках переустановки музейной коллекции древностей. Они обнаружили, что качество скульптуры было исключительным, она почти полностью круглая, и каждая поверхность, даже та, что на заднем плане за фигурами, отполирована и имеет четкую форму.

Скульптура из мрамора настолько необычна, что реставраторы считают, что она была сделана в самом Риме. Если это правда, то это будет самый большой саркофаг такого типа, который был изготовлен в Риме.

К сожалению, фрагменты плохо сохранились. Они были в тяжелом состоянии, с потрескавшимися, обесцвеченными соединениями из всевозможных материалов, применявшихся при прошлых реставрациях. Методы, используемые для скрепления рельефов, повредили мрамор и больше не были устойчивыми.

Чтобы исправить прошлые ошибки и заново собрать рельефы с применением современных консервативных принципов неинвазивной обратимости, команде Музея Гетти пришлось разделить все фрагменты, удалить плохие соединения и штифты, а затем снова собрать все вместе.

Было почти 50 фрагментов, так что собрать их воедино была сложная работа. Во время кропотливой очистки фрагментов реставраторы были рады обнаружить остатки древней полихромии, в основном пурпурной, которая добавляла скульптуре деталей и живости.

Когда пришло время снова собрать фрагменты воедино, команда реставраторов применила новаторский подход. В уже имеющиеся отверстия вставили стальные втулки и штифты. Магниты помещались внутрь концов штифтов и втулок. Таким образом, фрагменты соединяются с помощью магнитных штифтов, что означает, что нет необходимости в клеях, и фрагменты можно демонтировать за считанные минуты. Наконец, они создали специальное крепление, которое работает с новой системой закрепления, чтобы обеспечить безопасность скульптурной группы.

Правая угловая группа с Мельпоменой и бородатым мужчиной не была добавлена ​​на экран по практическим соображениям. Угловая часть потребовала бы заблокировать выставочное место, эквивалентное большому саркофагу, большую часть этого пустого пространства. Группа из четырех дискретно крепится к стене.

Онлайн-выставка рассказывает о сложностях процесса реставрации, о том, как реставраторам приходится разрабатывать новые решения, чтобы исправить ошибки своих предшественников, о том, какую роль современный дизайн и технологии могут сыграть в улучшении экспонирования и долгосрочном уходе за древностями, ранее подвергшимися жестокому обращению.

Форумы