Библиотека Тринити-колледжа в Дублине оцифровала творение Матфея Парижского — «Книгу Святого Олбана»

«Книга Святого Олбана» написана и украшена богатыми иллюстрациями около 1230 — 1259 гг.

 

ДУБЛИН. Библиотека Тринити-колледжа в Дублине оцифровала один из величайших средневековых шедевров в своей коллекции — «Книгу Святого Олбана», написанную от руки и иллюстрированную летописцем, писцом и иллюстратором Матфеем Парижским, сообщает Тhe history blog.

Обложка и текст книги ранее были доступны только в черно-белом факсимильном издании, сделанном в 1924 году, которое не может передать яркие цвета оригинала.

Родившийся в Англии Матфей Парижский был еще подростком, когда он начал монашескую жизнь в качестве монаха в бенедиктинском аббатстве Сент-Олбанс в Хертофордшире. Он жил в Сент-Олбансе с 1217 года до своей смерти в 1259 году, где он написал все свои известные работы, включая его основополагающую историю мира — «Chronica Majora» (ок. 1240 — 1253 гг.) и «Книгу Святого Олбана» (ок. 1230 — 1259 гг.).

Почему он получил прозвище «Парижский» (лат. Parisiensis), доподлинно неизвестно. Возможно, он в юности учился в Парижском университете, или же это прозвище является латинизированной формой английского родового имени Пэрис.

Святой Олбан (иначе Альбан) жил в 4 веке и почитается как первый английский христианский мученик. Монастырь, посвященный ему, был основан королем Мерсии Оффой в конце 8 века. Это было важное место паломничества в Средние века, привлекавшее дворянство и аристократию Англии. Аббатство даже предлагало жилье женщинам королевского двора — это был единственный монастырский дом в Англии, который делал это.

«Книга Святого Олбана», в которую вошли также Житие святого Амфибала (согласно некоторым источникам, человека, обратившего Олбана в Христианство) и другие сочинения об истории аббатства, состоит из 77 листов с 54 иллюстрациями.

Рисунки Матфея Парижского представляют собой повествовательные сцены, занимающие треть верхней части страницы. Некоторые из них сделаны из двойных панелей в стиле комиксов. Он улучшил свои линейные рисунки, раскрасив их зелеными, красными, синими, серебряными и золотыми акцентами. Цвета в рукописи блестяще сохранены.

Каждая сцена населена человеческими фигурами в динамичном движении, и это не просто святые, короли и статисты. Матфей Парижский включал в иллюстрации людей из всех слоев общества — моряков, солдат, звонарей, строителей и т.д.

Его иллюстрация того, как Оффа руководил строительством первой церкви аббатства Сент-Олбанс, представляет собой уникальное графическое изображение средневековых строительных технологий, инструментов и материалов. В них иногда присутствую весьма брутальные сюжеты, такие как отрубленная голова Олбана или глазные яблоки его палача, выпавшие ему на руку.

Текст написан как на англо-нормандском французском языке, языке светского правящего класса, так и на латыни, языке духовенства. Это достаточно небольшой том, чтобы его можно было носить с собой, и есть свидетельства того, что монастырь одалживал его важным своим покровителям.

В примечании на Фолио 2r говорится, что том однажды был одолжен Санчии Прованской (ум. в 1261 г.), графине Корнуольской, сестре королевы Элеоноры Прованской (1223 – 1291 гг.). В записке говорится, что она хранила книгу до праздника Троицы и, должно быть, вернула ее, потому что рукопись оставалась в аббатстве Сент-Олбанс до тех пор, пока монастырь не был распущен королем Генрихом VIII в 1539 году.

В отличие от мощей святых Альбана и Амфибала, рукопись пережила оргию уничтожения реликвий. В какой-то момент она принадлежал астроному Джону Ди (1527 — 1609 гг.), а затем епископу Джеймсу Ашеру, купившему его в 1626 году (тому самому, который подсчитал поколения в Библии, чтобы «окончательно установить», что мир был сотворен 22 октября 4004 года до нашей эры). Ашер завещал свою библиотеку Тринити-колледжу, и рукопись Матфея Парижского официально вошла в коллекцию редких книг библиотеки в 1661 году.

Форумы