• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В запрете абортов и прочих недавних решениях Верховного суда США критики видят подрыв принципа разделения церкви и государства

Между тем 81% американцев продолжают веровать в Бога, хотя эта доля снижается

 

ВАШИНГТОН. В запрете абортов и других решениях верховного суда США за последние годы критики усматривают подрыв принципа отделения церкви от государства, а между тем 81% американцев продолжают веровать в Бога, хотя эта доля снижается, сообщает theguardian.

Когда верховный суд США отменил конституционное право на аборты, просуществовавшее полвека, католик Джефф Лэндри (Jeff Landry), генеральный прокурор штата Луизиана, не удержался от благодарения Богу. «Это день благословения Господня, давайте же ликовать и радоваться, - провозгласил прокурор в своем официальном заявлении. – Сегодня я радуюсь вместе с миллионами соотечественников в Луизиане и по всей Америке, как радуется моя ушедшая мама и нерожденные дети, пребывающие вместе с ней на небесах!»

Высокопоставленный службист правоохранительных органов южного штата стал одним из многих республиканцем, помянувшим Бога в словах ликования. Многие надеются, что верховный суд и далее будет утверждать духовные принципы и веру в политической системе США, и тем самым ослаблять стену, отделяющую церковь от государства. Противники уже заявляют, что верховный суд стал самым «прорелигиозным» в истории с 1950-х годов, а иначе не запретил бы аборты. Они осуждают целый ряд его недавних решений, подрывающих, по их мнению, «»правовые традиции, не разрешающие властям защищать ту или иную веру».

Так, в мае консервативное большинство суда вынесло решение в пользу христиан, пожелавших вывесить флаг с крестом перед мэрией Бостона в ходе кампании за «общественное разнообразие и взаимную терпимость». В июне суд утвердил пособия ученикам религиозных школ в штате Мэн за счет налогоплательщиков в тех сельских районах, где нет государственных средних школ. Затем суд защитил футбольного школьного тренера в штате Вашингтон от нападок атеистов, возмущенных тем, что он молился с игроками прямо на поле после игр. Более того – это решение вошло в конфликт с прецедентом 1971 года, а это значит, что судьи пошли на немыслимое вольнодумство, нарушив прецедентное право США.

Во всех трех случаях суд вынес решения против действий чиновников, стремившихся соблюсти первую поправку к конституции (об отделении церкви от государства), которая запрещает властям поощрять религию. Хотя вердикт суда об отмене его же решения 1973 года по делу «Роу против Уэйда» (тогда суд легализовал аборты по всей стране, а теперь их запретил) никак не посягает на первую поправку, религиозные консерваторы видят в нем большую победу. В их числе Майк Пенс, бывший вице-президент и «новорожденный» христианин – он вообще призывает ввести национальный запрет на аборты, чтобы не осталось ни одного штата, где они еще разрешены.

Как ни парадоксально, этот консерватизм сочетается с быстрым наступлением духовного плюрализма и светскости в США. Так опрос фирмы Gallup в 2021 году показал, что «принадлежность к молитвенным домам» среди американцев впервые упала ниже 50%, а доля взрослых верующих в Бога сократилась до 81% – это самая низкая цифра с 1944 года, когда впервые провели такой опрос. Белые христиане составляли 54% населения в 2008 году, а ныне их доля снизилась до 45%.

С тех пор, как президент Дональд Трамп назначил трех судей с консервативными взглядами в верховный суд, тот стал выносить смелые вердикты в защиту веры. Первая поправка не позволяет властям устанавливать государственную религию и отдавать предпочтение какой-то одной вере. Томас Джефферсон, третий президент, предложил в письме 1802 года это положение в качестве «стены, отделяющей церковь от государства». Радикальные республиканцы теперь оспаривают эту норму. «Я сыта по горло разделением церкви и государства, которого нет в нашей конституции, – заявила член конгресса от штата Колорадо Лорен Боберт (Loren Boebert) на воскресной церковной службе. – Оно введено гнусным письмецом, которое возвели в ранг абсолюта, раздули из него непогрешимый канон на пустом месте».

Верховный суд выдал три «провокационных» вердикта за последние два месяца против действий властей в защиту разделения церкви и государства. При этом суд отстаивал права на свободу слова и вероисповедания – также гарантируемые первой поправкой. В решении суда по делу молящегося футбольного тренера судья Нил Горсач (Neil Gorsuch) указывает, что суд стал на защиту религии от притеснения властей, руководствуясь именно первой поправкой. «Озабоченность государственных служащих некими фантомными нарушениями не может оправдывать фактические нарушения прав человека, гарантированных первой поправкой», - подчеркивает Горсач.

А вот Рэйчел Лэзер (Rachel Laser), президент «Союза американцев за отделение церкви от государства», считает, что верховный суд посягнул на это разделение и «усилил призрак религиозного фаворитизма». «Мы рискуем лишить свободы вероисповедания множество американцев, – вещает Лэзер. – Отцы-основатели нашей страны переворачиваются в гробах, а по всему миру растет тревога среди тех, кто привык видеть в Америке путеводный маяк в области свободы вероисповедания». Она напоминает, что стена между церковью и государством имеет «решающее значение для равенства ЛГБТК, расовой справедливости, репродуктивной свободы, защиты религиозных меньшинств, преподавания естественных наук в школах и защиты демократии в целом». На все это посягает консервативное большинство (6 голосов против 3) верховного суда, по ее словам. Она обнаружила и другие демонические замыслы и деяния суда. Он также посягает на «религиозный плюрализм в Америке, расовое разнообразие, усиление роли женщин в обществе, ширящееся равенство в браке и прогресс в обеспечении равенства ЛГБТК», а также «потворствует экстремистской программе белых христиан, провоцируя острые расколы в обществе и подрывая нашу демократию», по ее мнению.

В нынешнем составе суда девять судей, среди них шесть католиков, в том числе главный судья Джон Робертс. В прошлом году суд постановил, что католическое агентство социальных услуг в Филадельфии может игнорировать городские правила и отказывать однополым парам в усыновлении и удочерении. Хотя большинство решений суда по религиозным правам за последние годы принималось по искам христиан, он поддерживает и последователей других религий. Так, суд защитил мусульманку, уволенную в 2015 году из розничной торговли за ношение исламского головного убора. Затем суд признал право буддиста, приговоренного к смертной казни в 2019 году, на присутствие духовного наставника при уходе из жизни. Суд стал на сторону христианских и иудейских общин в спорах с властями, вводившими карантинные ограничения на публичные собрания во время пандемии. «С тех пор, как Джон Робертс стал главным судьей в 2005 году, суд вынес решения в пользу религиозных организаций в 83% [сейчас уже 85%] судебных дел, – подсчитала газета «Нью-Йорк Таймс». – Этот процент намного выше, чем в любом ином суде за последние семьдесят лет».

Христианские консерваторы поддерживают суд. «Нынешняя позиция суда в защиту религиозной свободы становится все тверже, – радуется Кэрри Северино (Carrie Severino), президент «Сети судебных кризисов» (Judicial Crisis Network). – Большинство судей демонстрирует твердую приверженность делу защиты права на свободу вероисповедания и самовыражения, которое прямо гарантируется конституцией».

В то же время некоторые ученые эксперты осторожно предупреждают, что осмелевшее большинство из шести судей-консерваторов рискует «оторваться от народа» в деле защиты религии от властей. «Как ни парадоксально, наша система создает множество возможностей для правления меньшинства, – говорит Аманда Холлис-Бруски (Amanda Hollis-Brusky), адъюнкт-профессор политики в колледже Помона в Клермонте (штат Калифорния). – Нам, американцам, волей-неволей приходится с этим мириться, спрашивая себя, насколько система 18-го века вообще работоспособна в нашем 21-ом веке».

 

Форумы