Издан первый в 2022 году номер журнала «Библия и христианская древность»

Журнал выходит в Московской духовной академии
МОСКВА. В «Центре изучения патристики и христианской древности» Московской духовной академии вышел из печати первый номер 2022 г., тринадцатый в общей нумерации, журнала «Библия и христианская древность» (БХД). Номер включает в себя четырнадцать публикаций в шести разделах по разным направлениям христианской науки: 1) критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 4) новые книги; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.

В первом разделе представлены две эксклюзивные публикации:

1) В публикации О. М. Пушина впервые представлен критический древнегреческий текст «Энкомия» в честь св. Георгия Победоносца. Автор снабжает его переводом на русский язык, вступительной статьёй и комментариями. Вводная статья посвящена изложению истории издания текста (его части), рукописной традиции, содержанию и авторству текста. Часть «Энкомия» была издана в 97-м томе «Патрологии» Миня. На русский язык текст перевёл в XVI в. Андрей Курбский с латинского перевода в собрании Сурия De probatis sanctorum historiis.

2) Вторая публикация раздела представляет перевод с латинского на русский язык и всесторонний анализ агиографического текста «Страсти Юлия Ветерана». Описываемые события произошли в конце мая 303 г. в Дуросторуме в Нижней Мезии (совр. Силистра в Болгарии). Особое внимание автор перевода уделяет таким вопросам, как исторический контекст мученичества, история раннего христианства на Балканах по данным литературной и археологической традиции, отношение христиан к воинской службе. Вывод, к которому приходит исследователь, — причиной смерти мученика стала проверка лояльности солдат XI Клавдиева легиона в связи со скорым прибытием туда имп. Диоклетиана. Перевод с латинского, комментарии, научная статья — А. Д. Пантелеев.

Второй раздел «Исследования» представляет две публикации в области патрологии и библеистики:

1) В исследовании «Ниневия vs. Израиль: как христианские экзегеты Книги пророка Ионы интерпретируют исторические события» С. В. Фомичёва затрагивает проблематику соотношения духовной и исторической экзегезы и пишет о том, как эти подходы использовали авторы I–V вв. в своих интерпретациях Книги пророка Ионы. Ставится вопрос о соотношении духовного противостояния с реальным, военным противостоянием ниневитян и евреев — завоеванием Ассирией Северного Царства Израиля (722/721 г. до н.э.). Образу ниневитян как прообразу язычников, поверивших во Христа через покаяние, противопоставляются иудеи, Его отвергшие. Главное внимание в статье сосредотачивается на двух экзегетах: Ефреме Сирине и Феодоре Мопсуестийском, которые обращаются к этим историческим событиям. Для Ефрема уничтожение Северного Царства — это естественное следствие нечестивого поведения евреев по сравнению с праведным покаянием ниневитян. В то время как для Феодора Мопсуестийского завоевание Ассирией Израиля — это отрицательный эпизод истории, за что ниневитяне впоследствии понесли заслуженное наказание. В статье показывается особенность подходов и экзегеза этих двух авторов.

2) В публикации Ю. Н. Аржанова «Концепция познания в Пятикнижии и книгах Пророков. Часть II: Знание как традиция» рассматривается феномен знания в двух первых частях ветхозаветного канона, в Пятикнижии и Пророках. В центре внимания исследования — процесс передачи знания как традиции. В первой части статьи рассматривается история формирования канона Танаха и основные общественные группы древнего Израиля, которые играли ключевую роль в формировании, передаче и трансформации традиции, а также доступные нам сведения о формах обучения в древнем Израиле. Вторая часть посвящена «закону» как центральному понятию Танаха, его основным значениям во Второзаконии и в книгах так называемой священнической традиции. Особое место уделяется соотношению понятий «закон» и «знание Бога» в Книге пророка Осии.

Третий раздел «Заметки и библиографические обзоры» включает три публикации:

1) И. С. Вевюрко представил обзор журнала «Apocrypha. Le champ des apocryphes» номеров за 1990–1991 гг. Журнал «Апокрифы» выходит в бельгийском издательстве «Бреполь» (г. Тюрнхаут) с 1990 г. Первые два номера журнала представляют материалы симпозиума по апокрифическому нарративу в честь столетия проведённой в Париже в 1986 г. религиоведческой секции Практической школы высших исследований. Автор отмечает, что выпуски 1990 и 1991 гг. сделаны на очень высоком уровне. Ряд статей, представленных в этих выпусках, содержит рассмотрение таких апокрифов, как «Оракулы сивиллы», «Апокалипсис Элкасая», «Учение Аддая апостола», Третья книга Ездры, «Акты Пилата», «Деяния апостола Андрея», «Детство Иисуса», «Видение св. Павла». Тематика других статей имеет более обобщающий характер: историография библейских апокрифов; представления о посмертной каре в апокалипсисах; еврейская апокалиптика эпохи Второго храма; образы женщин в апокрифических деяниях апостолов; армянская апокрифическая литература; апокрифы, связанные с апостолом Петром; вопрос об эзотерических традициях в раннем христианстве; производство апокрифических текстов в Византии; апокрифические сюжеты в иконографии. Особую ценность представляет список аббревиатур архивов и периодических изданий, опубликованный в первом номере журнала.

2) Е. В. Гусарова в «Библиографическом обзоре трудов Б. А. Тураева по эфиопистике» отметила вклад Бориса Александровича Тураева как историка и филолога, который расширил источниковую базу мировой эфиопистики, выступив на рубеже XIX‒XX вв. новатором в этой весьма консервативной сфере гуманитарного знания. Автор обзора отмечает, что Б. А. Тураев продолжил заложенную Б. А. Дорном традицию преподавания языка геэз на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Также Б. А. Тураев был знатоком литургики и глубоко верующим человеком, в связи с этим Е. В. Гусарова отмечает вклад исследователя богослужебной и житийной литературы Эфиопской Церкви. Автор приводит обзор его работ, полностью или частично затрагивающих тему Эфиопии и её изучения, большинство из них по сей день не потеряли своей актуальности.

3) А. В. Сизиков и Ю. П. Вартанов в публикации «Проект академического перевода Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова на современный русский язык» представляют сведения о проекте нового перевода Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Единственный перевод с привлечением древнееврейских источников был выполнен более ста лет назад, на сегодняшний день этот перевод — единственное издание книги. В данной статье даётся описание проекта нового академического комментированного перевода Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова на русский язык. В публикации авторы дают краткие сведения о древнееврейских и древнегреческих источниках, на материале которых осуществляется новый перевод, и обзор доступных русскому читателю переводов книги на церковнославянский и русский языки. Также авторами обозначаются цели и задачи проекта, излагаются принципы перевода и результаты наблюдений над источниками, полученные в ходе работы.

В четвёртом разделе «Новые книги» А. С. Кашкиным представлены вышедшие с октября 2021 г. по февраль 2022 г. книги по библеистике издательства «Брилл». Автором выборочно рассматривается десять монографий из разных серий этого голландского издания.

В пятом разделе «Рецензии» представлены четыре рецензии на отечественные и иностранные публикации:

1) Т. А. Щукин представил анализ критического издания греческого источника переписки Михаила Пселла: Michael Psellus. EPISTULAE Vol. 1–2. Ed. S. Papaioannou. Berlin; Boston (Mass.): De Gruyter, 2019. CLXXXV, 1207 p. (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana);

2) И. С. Вевюрко подготовил рецензию на монографию И. В. Кирсберга «Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания» (М.: Прогресс-Традиция, 2016. 304 с.), где освещается тема функционирования библейских текстов в системе философии религии на тему сведéния религии к чувству;

3) В рецензии иер. Евгения Шилова анализируется монография Л. В. Софронова «Джон Колет: христианский мыслитель ренессансной эпохи» (М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 440 с.). Исследование посвящено анализу творческого наследия Джона Колета (1467–1519 гг.), настоятеля собора Святого Павла в Лондоне, известного теолога, реформатора, проповедника, ревнителя христианского просвещения;

4) Автор ещё одной рецензии, иер. Андрей Выдрин провёл анализ монографии А. А. Горохова «Иудео-Израильское раннее государство: история формирования и развития (X в. до н.э.)» (СПб.: Алетейя, 2021. 301 с.). В монографии исследуется формирование и развитие древнеизраильского государства в период правления царей Давида и Соломона в X в. до Р.Х.

В шестом разделе «Хроника» диакон Николай Шаблевский представил обзор докладов двух конференций: VII Международной патристической конференции «Свт. Амвросий Медиоланский и его богословское наследие», проходившей в ОЦАД с 30 сентября по 2 октября 2021 г.; Третьей научно-практической конференции Николо-Угрешской духовной семинарии, организованной библейско-богословской кафедрой 15 декабря 2021 г., на тему «Исследуйте Писания: женщины и женские образы в Священном Писании».

Форумы