• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Риме прошла конференция “Топология интеллекта” с участием ученых, философов и богословов

Ее организовал христианский Всемирный благотворительный фонд Темплтона

 

РИМ. В столице Италии прошла конференция “Топология интеллекта” с участием ученых, философов и богословов, организованная христианским Всемирным благотворительным фондом Темплтона, сообщает catholicnewsagency.

Суждено ли роботам однажды заменить людей в ряде областей знания – в том числе в медицине и юриспруденции? Это лишь один из примеров многих вопросов, обсуждавшихся участниками конференции “Топология интеллекта”, организованной христианским Всемирным благотворительным фондом Темплтона (Templeton World Charity Foundation). Конференция прошла 19 мая с участием ведущих экспертов во многих областях – в естественных науках, технологиях, математике, биологии, философии и богословии.

Ученые представители светских и духовных университетов стремились в очередной раз обозначить «связи науки и философии» в контексте «сложных и стремительно развивающихся исследований интеллекта». «Я полагаю, что сейчас подходящий момент для обсуждения проблем интеллекта и, в особенности, искусственного интеллекта, потому что вокруг этих тем в обществе возникает все больше острых вопросов, – отметила Марта Бертоласо (Marta Bertolaso), профессор Римского Биомедицинского университета Кампуса (Campus Bio-Medico University of Rome), представлявшая организаторов конференции. – Термин искусственный интеллект (ИИ) возник в прошлом веке для обозначения технологий, которые мы изобретаем и применяем для того, чтобы эффективней мобилизовать и использовать некоторые аспекты или функции наших собственных интеллектуальных способностей».

Бертоласо отметила, что главнейшие проблемы ИИ связаны не столько с его технологическими возможностями и ограничениями, сколько в разумном его использовании не во вред условиям существования людей. В целом, она высказала осторожный оптимизм, считая, что новые разработки ИИ «могут оказать положительное влияние на будущее человечества».

Этот оптимизм разделяет и Эндрю Серазин (Andrew Serazin), президент христианского Всемирного благотворительного фонда Темплтона. «Мне кажется, что сегодня все мы в очередной раз остро ощутили то, что в христианской традиции в целом и в католической традиции в частности именуют «открытостью истории», – сказал Серазин. – Эту открытость воспринимают в том смысле, что мы вовлечены в совместное творение будущего вместе с Божественным началом, а Церковь есть средство осуществления этого сотворчества. Я испытывают высочайший оптимизм, когда думаю о прогрессе нашей науки и техники, в особенности в области развития искусственного интеллекта. Однако эти наши усилия плодотворны и благотворные лишь при условии, что мы сбережем на этом пути наши фундаментальные человеческие ценности, в особенности стремление к истине и защиту достоинства каждой личности».

Одним из главных инициаторов собрания стал Макс Бонилья (Max Bonilla), директор Института расширенного анализа (Expanded Reason Institute) при Университете Франсиско де Витория в Испании. В своем выступлении он указал, что цель собрания в том, чтобы «соединить Церковь и науку и способствовать тем самым более глубокому пониманию интеллекта, а также углубить диалог эмпирических наук, философии и богословия».

На конференции прошли три пленарных заседания, посвященные концепциям выражения, определения и понимания интеллекта. На первом заседании участники заслушали доклад Эндрю Бэррона (Andrew Barron), нейроэтолога из Австралийского университета Маквайра (Macquarie), изучающего модели и элементы разумного поведения пчел – в особенности в построении «полетных карт», в способах навигации и общении. На втором заседании всеобщий интерес привлек ученый диспут богослова и физика Джулио Масперо (Giulio Maspero) с физиком-теоретиком Марио Разетти (Mario Rasetti). Они обозначили трудности построения и оценки общего искусственного интеллекта, несмотря на наши знания об организации нечеловеческого интеллекта – к примеру, упоминавшихся в докладе Бэррона элементов разумности в поведении и общении медоносных пчел с помощью «танцев» и иных механизмов.

На третьем пленарном заседании эксперты подчеркнули в числе прочего, что нынешнему ИИ еще не хватает качества самосознания. Иными словами, мы еще не скоро доживем (если вообще доживем) до момента, когда компьютеры станут настолько «разумными», что осознают себя и станут способны к самосовершенствованию. Однако компьютеры уже способны овладевать определенными навыками и искусствами в некоторых областях – в частности, в медицине, юриспруденции и математике. Их прогресс в этих областях весьма неравномерен, хотя в конечном счете их достижения и способности уже сегодня нередко выше людских, по мнению участников конференции. С другой стороны, эти компьютерные функции дают нам возможность «взглянуть со стороны» на собственную человеческую личность, основы нашего самосознания и на права человека, и лучше их понять.

Серазин с гордостью напомнил о междисциплинарном характере конференции, обеспечивающем разносторонность рассмотрения каждого предмета. «Есть причина, по которой эта уникальная комбинация экспертов, которых нам удалось сегодня собрать вместе, столь важна, – подчеркнул организатор. – Дело в том, что для фундаментального понимания самих себя и, стало быть, возможных механизмов процветания человечества в целом нам необходимы лучшие умы в каждой области знания, в каждой дисциплине. Только так мы можем прийти к истине, обладающей некоей целостностью и всеобщей ценностью. Нам уже не достаточно частных истин, воспринимаемых отдельно математикой, искусством или историей, нам нужна интегральная истина, учитывающая точки зрения и достижения каждой науки».

Он особенно отметил, что в конференцию внесли свой вклад как представители естественных наук, так и духовные лидеры, ввиду того, что «сообщества веры и сообщества обучения ныне служат столпами нашей цивилизации». «Это отличительные черты лучших представителей человечества, – указал христианский ученый. – И потому в наших попытках решить ту или иную проблему человечества, будь то изменение климата, бедность или применение искусственного интеллекта, нам ныне приходится привлекать все духовные, научные, культурные и философские ресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества».

Серазин также напомнил, что одна из целей его фонда в том, чтобы «держать людей в курсе событий», особенно в условиях, когда с каждым днем «появляется все больше и больше алгоритмов, принимающих решения за людей». В этом, по его мнению, еще одна причина, почему философам и богословам надо все теснее и плодотворней взаимодействовать с экспертами компьютерных наук и разработчиками новых технологий. «Мне кажется, что нам чрезвычайно важно сохранить человеческую точку зрения, человеческое понимание процессов и образ человеческой личности как таковой в том виде, который сформировали богословие и философия, – подчеркнул Серазин. – Это фундаментальная ценность человечества, ее ни в коем случае нельзя «передавать на аутсорсинг» алгоритмам или машинам; и потому нам следует сохранять полномочия по принятию решений за людьми, поскольку только люди обладают высшим моральным правом на действия и решения в этом мире».

 

Форумы