Греция и Великобритания договорились о новом раунде переговоров о возможном возвращении мраморов Парфенона

Объявление сделано к Международному дню музеев на фоне растущего общественного давления

 

ЛОНДОН. Греция может продвинуться на один шаг ближе к возвращению мраморов Парфенона из Британского музея в Лондоне, поскольку должен начаться новый раунд официальных переговоров о ценных артефактах, захваченных лордом Элджином в Афинах в 1805 году. Об этом сообщает Аrtnet News

Накануне Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, ЮНЕСКО объявило, что Греция и Британия продолжат обсуждение возможного возвращения древних скульптур, которые были переданы в Британский музей более 200 лет назад.

Межправительственный комитет по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения (ICPRCP) открыл свою 23-ю сессию в Париже на этой неделе. По данным ЮНЕСКО, встреча, предложенная 29 апреля Британией, была принята Грецией и будет организована «в надлежащее время».

Скульптуры, созданные между 447 г. до н.э. и 432 г. до н.э., состоят из фриза, изображающего процессию Панафинейского праздника, посвященного дню рождения греческой богини Афины, а также нескольких метоп и фигур с фронтонов храма. Всего Британскому музею принадлежит 15 метоп, 17 фронтонных фигур и 247-футовая часть оригинального фриза. Все они, по утверждению учреждения, были приобретены на законных основаниях во времена, когда Греция находилась под властью Османской империи.

Усилия Греции по репатриации объектов продолжаются с 1983 года, но в последние годы усилия активизировались, отчасти благодаря сдвигам в общественном мнении.

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис поднял вопрос о скульптурах во время встречи со своим британским коллегой Борисом Джонсоном в Лондоне в ноябре прошлого года. Однако официальная позиция правительства Великобритании заключается в том, что скульптуры принадлежат Британскому музею, который работает под управлением попечительского совета, независимого от государственного надзора, что было названо «защитой Блумсбери».

В феврале лорд Стивен Паркинсон, который в настоящее время является заместителем государственного секретаря в Департаменте цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании, сообщил парламенту: «Наш премьер-министр подчеркнул давнюю позицию Великобритании, согласно которой это дело попечителей Британского музея, которые на законных основаниях владеют скульптурами. Британский музей действует независимо от правительства, а это означает, что решения, касающиеся ухода за его коллекциями и управления ими, являются делом его попечителей. Правительство полностью поддерживает позицию попечителей».

Министр культуры Греции д-р Лина Г. Мендони заявила на пресс-конференции 22 апреля, цитируемой в Greek City Times, что политика Британского музея в отношении мраморов Парфенона была контрпродуктивной, утверждая, что он цепляется за «анахроничную позицию полного отрицания, переработка мифов, софизмов и даже лжи».

Поддерживая конституционное и моральное обязательство Греции добиваться постоянного возвращения скульптур, д-р Мендони «удвоила предыдущее предложение найти творческое решение», предложив серию межправительственных займов и временных выставок, которые могли бы заполнить образовавшийся пробел в знаменитой Галерее Дувин в Британском музее. Италия уже приняла аналогичное предложение Греции в обмен на возвращение части фриза Парфенона в долгосрочную аренду.

На фоне шквала международных репатриаций оспариваемых артефактов из различных древних мест и колониальных территорий Великобритания публично заявила о твердости в отношении возвращения скульптур Парфенона. Британский музей заявил, что парламентский акт 1963 года запрещает изъятие предметов из коллекции, хотя в последнее время действенность этого закона была оспорена. Представитель музея отметил, что «Британский музей всегда готов рассмотреть запросы на заимствование любых предметов из коллекции».

Представитель министерства культуры Великобритании добавил: «Великобритания имеет давнюю позицию по этому вопросу, которая не изменилась — скульптуры Парфенона были приобретены на законных основаниях в соответствии с законом того времени. Британский музей работает независимо от правительства и без политического вмешательства. Все решения, касающиеся коллекций, принимаются попечителями музея».

Artnet News обратился за дополнительными комментариями к министерству культуры Греции, но на момент публикации ответа не получил.

Форумы