На кафедре библеистики МДА прошел научно-богословский семинар «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике»

Следующая встреча участников семинара запланирована на 26 января 2022 года
СЕРГИЕВ ПОСАД. 10 декабря 2021 года на кафедре библеистики Московской духовной академии состоялась очередная встреча участников постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Библии «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике».

Соорганизаторами семинара выступили кафедры библеистики Московской, Киевской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Екатеринбургской, Перервинской, Новосибирской, Курской, Тульской, Донской, Коломенской, Николо-Угрешской, Воронежской и Пензенской духовных семинарий, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Встреча была открыта докладом доцента кафедры библеистики иерея Дмитрия Барицкого на тему «К вопросу о структуре смысла библейского текста. Опыт систематизации герменевтических процедур в христианской экзегетической традиции».

В докладе отец Дмитрий подчеркнул, что семантическая структура библейского текста двусоставна. С одной стороны, библейский автор доступными ему способами шифрует свое послание в виде знаковой системы (текст, состоящий из букв и наполненный образами). Соответственно, текст несет в себе вполне определенное значение, которое укоренено в языке самого автора. Благодаря реконструкции этого значения можно говорить об авторском замысле. С другой стороны, «смысл» библейского текста рождается заново при каждом новом прочтении.

При этом понять глубинный смысл текста можно лишь в том случае, если читатель-экзегет будет находиться в том же духовном состоянии, что и автор. Вместе с тем смысл Писания разворачивается во времени, он динамичен. Таким образом, святоотеческая экзегеза — это процесс «непрекращающегося семиозиса», т. е. смыслопорождения. В то же время отец Дмитрий отметил, что семиозис святоотеческих толкований имеет свои четкие границы, среди которых «историчность», «соответствие вере», «соответствие нравственности», «соответствие духовному опыту Церкви» и «сотериологичность».

Старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ М.В. Таланкина отметила, что если мы говорим о Священном Писании, то должны исходить «двойного авторства» — Бога и человека. Та смысловая часть текста, которая не помещается в знак и которая была вложена богодухновенным автором, также должна находиться в горизонте значений. Однако если мы берем в качестве значения и, соответственно, авторского замысла только среднее значение этих знаков, что было характерно для той эпохи, то все Откровение упускаем из виду. Тем самым мы отказываем богодухновенному автору в том, что он вкладывал в свой текст данные Откровения. Мария Владимировна также указала на различие в подходах к исследованию Священного Писания и литературных произведений. Отличие заключается в том, что в библейском тексте есть объективная составляющая в слое интерпретаций, вложенная в текст самим богодухновенным автором, чего нет в литературных произведениях, созданных даже самыми гениальными людьми.

Дискуссию продолжил заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Дмитрий Юрьевич. Он сказал о том, что герменевтический круг ни в коем случае нельзя понимать как замкнутую на самой себе систему, ведь его также называют герменевтической спиралью. Таким образом, смысл и значение текста постепенно возводят читателя к новым горизонтам. Читатель не остается на одном и том же месте, но постоянно идет дальше, вникая в текст и открывая для себя новые смыслы. Причем герменевтический круг дает нам схему историко-филологического метода, который можно найти в трудах как зарубежных исследователей, так и отечественных.

Заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев подчеркнул, что святоотеческие толкования объективны исключительно по причине их основания на таком методе прочтения библейского текста, как «θεωρία», то есть созерцание, иными словами — боговидение и богообщение. Причем в основе текста лежит не просто символ, а непосредственно сотериологические смыслы.

Профессор кафедры библеистика МДА Р.М. Рупова указала на необходимость уточнения понятия «диалогичность восприятия текста», а также на тот факт, что научность несводима к историко-филологического методу.

Доцент МДА и ПДС М.В. Ковшов отметил, что научный и святоотеческий подходы в области изучения текста Священного Писания и его экзегезы в православной библеистике никак не могут быть противопоставлены. Подобное противопоставление методов возможно лишь в критической школе библеистики, где в ущерб Откровению на первое место выходит чисто рационалистический подход к изучению текста.

Заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков отметил, что святоотеческая эпоха не закончилась в раннем Средневековье, но продолжается по сей день. При этом мы обязаны опираться на труды церковных экзегетов XIX–XX веков. Однако здесь возникает вопрос рецепции тех или иных толкований, которые должны быть приняты соборным разумом Церкви. Проблема и в том, что в науке идет быстрое развитие и появляются все новые вопросы, не всегда легко решаемые. Можно представить себе, насколько расширилось знание в области археологии, антропологии и иных дисциплин в период с XIX по XXI век. Это всегда необходимо учитывать при исследовании библейского текста.

Следующая встреча участников семинара запланирована на 26 января 2022 года.

Форумы