Портреты кисти Гольбейна, увековечившие Тюдоровскую английскую элиту эпохи Реформации, представлены на выставке в Лос-Анджелесе

Выставка работ Ганса Гольбейна Младшего открылась в Музее Дж. Пола Гетти

 

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший создал свои самые известные портреты, работая придворным художником короля Генриха VIII в Англии XVI века. Гольбейн приложил огромные усилия, чтобы «украсить» своих портретируемых ключами к разгадке их личности : тонкая шелковая одежда, драгоценные камни, книги, пушистые существа и позолоченные надписи — все это намекает на семейные узы, классовую принадлежность, занятия и амбиции его натурщиков.

Американские посетители выставки в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе теперь могут сами расшифровать все эти символические детали тюдоровской элиты, внимательно изучив портреты Гольбейна, выставленные в музее до 9 января 2022 года. Как сообщает New York Times, экспозиция «Ганс Гольбейн: запечатлевая характер в эпоху Ренессанса» («Hans Holbein: Capturing Character in the Renaissance»)— первая крупная персональная выставка, посвященная этому художнику в Соединенных Штатах. О ней рассказывает сайт Смитсоновского института.

Выставка, организованная совместно с Библиотекой и Музеем Моргана в Нью-Йорке, куда она отправится в феврале, включает 33 картины и рисунки Гольбейна из коллекции Гетти и других музеев со всего мира. Те, кто не может посетить выставку лично, могут изучить ее онлайн-версию на веб-сайте Музея Гетти .

Гольбейн родился примерно в 1497 году в немецком городе Аугсбурге и, вероятно, первоначально учился своему ремеслу у своего отца, религиозного художника Ганса Гольбейна Старшего . Начав свою карьеру в Базеле, Швейцария, Гольбейн Младший бежал от политических потрясений протестантской Реформации в относительное убежище в Англии в 1526 году. Он ненадолго вернулся в Базель в 1528 году, но к 1532 году поселился в Англии навсегда.

Большим прорывом Гольбейна стал портрет Дезидериуса Эразма, философа, чьи остроумные трактаты сделали его «первым известным ученым Европы». Художник способствовал популяризации образа Эразма Ротердамского по всей Европе. В свою очередь, ученый представил художника своим покровителям при королевском дворе Англии. А выставке в Музее Гетти посетители увидят несколько репрезентаций Эразма Гольбейном, каждая из которых имеет характерные черты: «длинный нос, глубоко посаженные глаза, сильную челюсть», согласно веб-сайту выставки.

В дополнение к портретам самого короля Генриха VIII Гольбейн создал портреты лордов, купцов, послов, дворянок, детей и «полчищ честолюбивых покровителей», которых обрел при дворе Тюдоров.

Художник часто сотрудничал со своими моделями, чтобы выбрать предметы, которые проецировали желаемый имидж. Например, научная визуализация предполагает, что художник довольно поздно добавил к картине «Дама с белкой и скворцом» (1526–1528 гг., Национальная галерея, Лондон) маленькую рыжую белку. Изображенная женщина, — вероятно, Энн Ловелл. Ее домашняя белка, которая носит тонкую серебряную цепочку и грызет лесной орех, вероятно, является намеком на белку на семейном гербе Ловеллов.

«Гольбейн разработал изобретательные графические решения для своих покровителей и добился сильного впечатления присутствия и специфики за счет гибкого рабочего процесса и взаимопонимания с его моделями», — говорит куратор выставки Энн Вуллетт. — «Он создал не только точные образы, но и великолепное воплощение ценностей, стремлений и профессиональных качеств своих моделей».

Как ведущий придворный художник эпохи Тюдоров в Англии, Гольбейн был ключевой фигурой в бурной политической среде. Его искусство даже привело к свадьбе: написанный в 1539 году Гольбейном портрет принцессы Анны Клевской в красном бархатном платье так увлек короля Генриха, что английский монарх лихо согласился жениться на ней, даже не увидев ее лично. Когда же Анна приехала в Англию, Генрих VIII был недоволен ее внешним видом. Король заявил : «Она мне не нравится! Она мне не нравится!» Анна была выше, чем он ожидал, с тяжелыми веками и густыми бровями. Монарх обвинил своего советника Томаса Кромвеля, устроившего союз, в преднамеренном обмане, и брак королевской пары был расторгнут всего шесть месяцев спустя.

Другие картины Гольбейна стали знаковыми политическими символами. Хотя его оригинальный портрет короля Генриха VIII (около 1536 г.) был уничтожен во время пожара, изображение короля, выполненное художником, сохранилось в копиях. Гольбейн изображает Генриха триумфальным лидером, «с ногами, поставленными, как два английских дуба, утверждающими доктринальную дисциплину и патриотическое неповиновение Тюдоровской Англии и ее национальной Церкви», — пишет Доминик Грин в обзоре о недавно выпущенной книге историка Фрэнни Мойла «Королевский художник», опубликованном в Wall Street Journal.

Еще одна работа, включенная в экспозицию выставки, предоставлена из коллекции Фрика в Нью-Йорке, — она изображает Томаса Кромвеля (1532–1533 гг.). Как юрист и, возможно, самый влиятельный государственный деятель при дворе Генриха VIII, Кромвель спровоцировал первый развод короля, последующее создание Англиканской Церкви, падение Анны Болейн и более поздний злополучный брак короля с Анной Клевской. В итоге все его деяния по совокупности привели к обезглавливанию политического советника в 1540 г. Сам Гольбейн, в свою очередь, умер от чумы в 1543 г.

Как отмечает Times, в романе Хилари Мантел 2009 года «Wolf Hall», который предлагает беллетризованный рассказ о приходе Кромвеля к власти, есть сцена, в которой этот государственный деятель впервые видит законченный портрет кисти Гольбейна. «Ганс сделал кожу [Кромвеля] гладкой, как кожу куртизанки, — пишет Мантел, — но движение, которое он уловил, это складывание пальцев так же верно, как у бойца, когда он поднимает смертоносный нож».

В числе прочих работ Гольбейна Младшего, представленных на выставке, также стоит отметить портрет Саймона Джорджа Корнуолльского (около 1535–1540 гг.) из Музея Штеделя, Франкфурт-на-Майне. Также в экспозиции представлен «Портрет члена семьи Веди» (1533 г.) из Государственных музеев в Берлине.

Выставка «Ганс Гольбейн: запечатлевая характер в эпоху Ренессанса» будет демонстрироваться в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе до 9 января 2022 года. В феврале 2022 года выставка отправится в Библиотеку и Музей Моргана в Нью-Йорке.

Форумы