Национальный собор в Вашингтоне заменит «неполиткорректные» витражи произведениями, посвященными расовой справедливости

Из исторической церкви удалят витражи с конфедеративной тематикой

 

ВАШИНГТОН.В Национальном соборе в Вашингтоне установили строительные леса для замены ранее удаленных витражей с изображением Роберта Ли и Стоунволла Джексона новыми произведениями, сообщает сайт Смитсоновского института.

Недавно заказанные работы художника Керри Джеймса Маршалла заменят два витража на тему Конфедерации в главном храме столицы США, о чем было объявлено в четверг, 23 сентября 2021 года.

Маршалл, чьи «отличительные работы привлекают внимание публики к вопросам идентичности чернокожих», согласно информации Смитсоновского музея американского искусства, спроектирует свой первый в истории набор витражей для этого проекта.

В свою очередь, поэтесса Элизабет Александр собирается написать композицию, которая вместе с произведениями Маршалла будет посвящена теме расовой справедливости.

Панели могут быть установлены уже в 2023 году, сообщает Пегги МакГлоун для Washington Post .

Новые витражи заполнят ниши на южной стене собора, в которых ранее были размещены окна, посвященные генералам Конфедерации Роберту Э. Ли и Стоунволлу Джексону. Организация «Объединенные дочери Конфедерации» подарила Национальному собору эти витражи, которые были установлены в 1953 году.

Духовенство собора впервые начало обсуждать вопрос об удаление «неполиткорректных» окон еще в 2015 году, после того, как сторонник идеи превосходства белой расы убил девятерых чернокожих прихожан в Чарльстоне, Южная Каролина. Эти убийства, а также митинг «Объедините правых» в 2017 году, в результате которого погиб один человек, стали поводом для признания необходимости удаления символов Конфедерации, которые до сих пор украшают многие общественные места и учреждения Америки.

Оба «неполиткорректных» окна были демонтированы и отправлены на хранение в сентябре 2017 года. Витраж, посвященный генералу Конфедерации Роберту Ли, сейчас находится в Смитсоновском Национальном музее афроамериканской истории и культуры.

«Окна стали барьерами для людей, не позволяя в полной мере почувствовать себя желанными гостями здесь, в соборе», — сказал декан собора Рандольф Холлерит (Randolph Hollerith ) в интервью New York Times.

«В течение почти 70 лет эти окна и размещенные на них изображения Конфедерации рассказывали неполную историю; они чествовали двух генералов, но они не сделали ничего, чтобы рассмотреть реальность и болезненное наследие первородного греха Америки — рабства и расизма», — говорится в заявлении Холлерита . — «Мы рады поделиться новой и более полной историей, рассказать правду о нашем прошлом и возвысить тех, кем мы стремимся быть как нация».

Открытая в Смитсоновском музее музее афроамериканской истории и культуры выставка «Реконструкция и ее наследие», на которой представлены демонтированные витражи из национального собора, «анализирует, как группы сторонников превосходства белой расы пытались скрыть зверства порабощения и истинную историю Гражданской войны». Оргганизаторы выставки называют «псевдоисторической» идеологию, «которая предполагает, что Конфедеративные Штаты вели войну для защиты прав своих государств, а не для защиты института рабства».

Экспонаты выставки рассказывают, в том числе, о том, что более ста лет назад началось движение за установку в общественных местах федеральных памятников и мемориалов вождям Конфедерации. «Оно не было невинным актом наследия, гордости или гражданского благоустройства», — считает куратор выставки Пол Гардулло (Paul Gardullo). Он объясняет: «Это были согласованные усилия, чтобы обозначить и внедрить ложный миф о рабстве, гражданской войне и восстановлении в национальный ландшафт попытки усилить сегрегацию, а также расовое запугивание и террор над афроамериканцами».

В контексте выставки, говорит Гардулло, демонтированный витраж может помочь «посетителям понять… насколько глубоко и широко был распространен миф о потерянном деле Конфедерации даже в наших национальных и самых священных учреждениях». «Это также иллюстрирует способы, с помощью которых уродливые истории расизма и насилия можно легко замаскировать или заставить казаться красивыми с помощью искусства», — отмечает куратор выставки.

Национальный собор в Вашингтоне (или Кафедральный собор святых Петра и Павла) — главный собор Епископальной церкви США. Это основная церковь, используемая для национальных молитвенных служб и похорон представителей элиты США. Собор может похвастаться сводчатым готическим потолком и большой коллекцией разноцветных витражей. Панели Маршалла в конечном итоге присоединятся к популярному «космическому» окну, которое было установлено в 1974 году в честь пятой годовщины высадки на Луну Аполлона-11 и содержит небольшой лунный камень в центре.

«Соборы никогда не заканчиваются, и замечательно иметь возможность добавить красоту и смысл этому месту, когда оно уже полно красоты и смысла», — говорит Рандольф Холлерит в интервью The Post .

Керри Джеймс Маршалл родился в Алабаме в 1955 году. «Он получил международное признание благодаря своим масштабным картинам и скульптурам, которые отображают радостные, приземленные и захватывающие сцены из жизни афроамериканцев в композициях, богатых отсылками к западному канону», — говорит о художнике сайт Смитсоновского института.

Как рассказал в интервью The Post сам художник, он примет лишь символическую плату в размере 18,65 доллара за свою работу над витражами, поскольку считает это задание «духовным заказом, а не коммерческой сделкой». Маршалл сказал, что разработка художественного произведения для собора является «грандиозной задачей».

Форумы