Во Франкфурте-на-Майне пройдет выставка «Алтарь Римини. Материал, история, реставрация»

Она посвящена новейшим методам реставрации алебастровых скульптур

 

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ. С 3 ноября 2021 года после масштабной реставрации знаменитый позднесредневековый «Алтарь Римини» будет экспонироваться на специальной выставке в музее скульптур Либигхаус во Франкфурте-на-Майне, сообщает ArtIsNext.

Называемый так по месту нахождения церкви, в которой он ранее помещался, «Алтарь Римини», созданный около 1430 г., является хорошо сохранившимся произведением искусства из алебастра и одним из ценнейших экспонатов в собрании музея скульптур Либигхаус.

В последние четыре года «Алтарь Римини» подвергся различным консервационным и реставрационным работам. В первую очередь, его поверхность была бережно очищена с использованием лазера и насыщенного агаром геля. Кроме того, исследователями из Орлеана (Франция) была проведена комплексная художественно-технологическая экспертиза работы. Были получены не только базовые знания о технической структуре алтаря, но и определено место добычи алебастра, из которого изготовлен алтарь.

Благодаря этим данным и сравнению с другими подобными работами впоследствии представляется возможным определить автора «Алтаря Римини».

Результаты этого международного реставрационного проекта будут наглядно представлены публике на специальной выставке в музее Либигхаус вместе с самим восстановленным алтарем.

Сотрудники музея Харальд Тайсс (руководитель реставрационных работ) и Стефан Роллер (руководитель отдела Средневековья) подробно расскажут посетителям выставки о характерных свойствах алебастровых скульптур и отдельных этапах реставрации и художественно-технологического анализа. Кроме того, они объяснят проблемы восстановления хрупкого материала и расскажут о технике изготовления и первоначальном цвете произведения искусства.

Центром экспозиции выставки станет отреставрированный «Алтарь Римини», помещенный в изготовленное на заказ обрамление размером 4,0 × 3,5 метра.

Издательство Deutsches Kunstverlag выпустит альбом, посвященный выставке, в котором будут обобщены результаты многолетних исследований, дополненные материалами по истории искусства. Этот альбом станет первой монографией об «Алтаре Римини».

«Алтарь Римини» – наиболее хорошо сохранившийся и один из самых крупных скульптурных ансамблей Позднего Средневековья, изготовленных из белого алебастра. В его центре — Распятие Христа, по обеим сторонам которого расположены изображения распятых разбойников и Двенадцати апостолов (по шесть с каждой стороны). Скульптуры, первоначально частично окрашенные, когда-то помещались в алтаре церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Римини. Они были созданы около 1430 года на юге Нидерландов, вероятнее всего, в Брюгге.

Проект реставрации «Алтаря Римини», начатый в 2017 году и финансируемый Фондом искусства Эрнста фон Сименса в рамках проекта «Сохранение искусства», теперь завершится специальной выставкой и публикацией сопутствующего ей альбома.

Общественность могла следить за работой реставраторов в выставке-мастерской музея, а также через образовательные платформы в режиме онлайн.

Реставраторами были удалены лишние элементы, добавленные к скульптурам во время предыдущих восстановительных работ. В сотрудничестве с Лувром и исследовательской лабораторией в Орлеане реставраторам удалось определить точный состав алебастра для сравнения его с другими скульптурами, предписываемыми тому же автору.

При реставрации алтаря возникло множество проблем, связанных с хрупкостью материала, из которого он был изготовлен, поэтому сотрудникам музея пришлось отказаться от традиционных способов реставрации.

На выставке подробно представлены фотоснимки поврежденных элементов «Алтаря Римини» до его реставрации и дан краткий обзор сложных требований к консервации алебастровых скульптур, которые в прошлом часто не признавались, не принимались во внимание или неправильно интерпретировались, что влекло за собой разрушение произведений искусства.

Новый метод очистки поверхности алебастровой скульптуры помощью лазера и агарового геля был разработан реставрационной группой во главе с Харальдом Тайссом и Мигелем Гонсалесом де Кеведо Ибаньес, и затем не раз использовался другими учеными, результаты работы которых также представлены на выставке в виде фотографий каждого из этапов реставрации.

По результатам художественно-технологической экспертизы «Алтаря Римини» также возникло множество новых вопросов о процессе изготовления скульптуры и ее первоначальном внешнем виде, включая несохранившуюся роспись. Предварительные ответы на этот вопрос ученые смогли дать с помощью экспериментальной скульптурной реконструкции фигуры апостола Варфоломея, входящей в состав скульптурного ансамбля «Алтаря Римини», и подробного практического исследования поверхности и цвета других средневековых алебастровых скульптур.

Форумы