Выставка «Паоло Венециано: Искусство Венеции XIV века» открывается в Музее Гетти

Фрагменты Вустерского триптиха впервые воссоединятся спустя столетия

 

ЛОС-АНДЖЕЛЕС.Сотрудники Музея Гетти в Лос-Анджелесе объединили панели запрестольного образа работы венецианского художника Паоло Венециано, сообщает сайт Смитсоновского института.

В середине XIV века, незадолго до эпидемии чумы в Венеции, художник Паоло Венециано создал серию изящно выполненных, украшенных золотом произведений искусства, начиная от монументальных алтарей и заканчивая небольшими иконами, изготовленными по заказу богатых жителей города.

Теперь, как сообщает Art Newspape, Музей Гетти в Лос-Анджелесе проводит выставку работ этого относительно малоизвестного итальянского художника и демонстрирует, как «экстравагантная игра цвета» на его картинах повлияла на работы более поздних венецианских мастеров.

На выставке «Паоло Венециано: Искусство Венеции XIV века» также впервые были объединены фрагменты одного из триптихов художника.

«Работы Паоло Венециано экспонируются нечасто, что делает эту выставку обязательной для посещения», — пишет критик Кристофер Найт из Los Angeles Times. — «Экспозиция совсем небольшая – на ней представлены шесть отдельных панелей плюс два частных алтаря, каждый из которых представляет собой квадрат со стороной около 2 футов. Изысканная резьба по слоновой кости, несколько роскошных фрагментов ткани и великолепная игра света создают завораживающий образ».

В центре экспозиции — воссоединенные части Вустерского триптиха Венециано, фрагменты которого хранятся в Музее Гетти, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Художественном музее Вустера в Массачусетсе.

Для соединения частей триптиха реставраторы использовали специально изготовленную для этого металлическую арматуру.

Как отмечает Art Newspaper, другая представленная на выставке работа Паоло Венециано — икона, изображающая Мадонну с младенцем из собрания Музея малых дворцов в Авиньоне, Франция, также является центральной частью похожего, но более крупного триптиха.

В дополнение к Вустерскому триптиху на выставке представлен полностью сохранившийся триптих из собрания Национальной галереи Пармы (Италия), а также несколько икон.

«Во всем мире в музеях часто встречаются фрагменты более крупных произведений искусства, разделенных в последующие века для продажи в частные коллекции», —отмечает директор Музея Гетти Тимоти Поттс. «[Эта выставка] представляет собой редкое исключение: на ней можно увидеть полностью сохранившийся триптих из личной собственности богатого венецианца, ныне находящийся в собрании итальянской Галереи Пармы. Этот триптих послужил основой для реконструкции почти идентичного ему Вустерского триптиха, все три части которого впервые были соединены вместе [в Музее Гетти]».

Еще одно известное произведение, представленное на выставке — «Коронование Богородицы» (1358 г.), которую Венециано написал, работая вместе со своим сыном Джованни. На картине, находящейся в собрании Коллекции Фрика в Нью-Йорке, изображена Дева Мария, слегка склонившая голову, когда Иисус Христос возложил на Ее голову золотую корону.

«Творчество Паоло Венециано охарактеризовано как сочетание живописных традиций Востока и Запада, где византийские мотивы прекрасно гармонируют с итальянской иконографией», — утверждает Давиде Гаспаротто, куратор выставки «Паоло Венециано: Искусство Венеции XIV века».

Паоло Венециано родился в Италии около 1295 года и был одним из первых самобытных венецианских художников. Он появился на свет в семье ремесленников и часто работал вместе со своими сыновьями Джованни, Лукой и Марко. Как отмечает Art Newspaper, работы Венециано представляют собой смешение византийских, итальянских и североевропейских живописных традиций. Впоследствии эти нестандартные работы вдохновили других венецианских живописцев, в том числе Джованни Беллини и Якопо Тинторетто. Хотя Венециано оказал глубокое влияние на развитие европейской живописи, его работы мало известны за пределами Италии.

Выставка «Паоло Венециано: Искусство Венеции XIV века» продлится до 3 октября 2021 г. и станет первой масштабной экспозицией работ этого мастера за пределами Италии.

«Сохранившиеся работы [Венециано] показывают, что художник достиг новых высот в живописи прежде всего благодаря глубокому взаимодействию с богатым культурным наследием своего родного города», — считают Лаура Ллевеллин и Джон Витти, авторы каталога выставки.

Форумы