Найденный в Англии скованный скелет отражает жестокую реальность рабства в римской Британии

Мужчина был похоронен между 226 и 427 гг. н.э. с тяжелыми железными оковами

ЛОНДОН. Письменные источники свидетельствуют о том, что рабство было обычной практикой во всей Римской империи. Но физических свидетельств жизни порабощенных людей сохранилось крайне мало, особенно в таких отдаленных регионах, как Британия, которую Рим оккупировал в период между 43 и 410 годами нашей эры.

Как сообщает сайт Смитсоновского института со ссылкой на британскую Guardian, Лондонский археологический музей (MOLA) выявил яркое исключение из этой тенденции: останки мужчины римской эпохи, которые представляют собой «самый ясный случай захоронения порабощенного человека», обнаружили в Соединенном Королевстве. Исследователи Крис Чиннок и Майкл Маршалл опубликовали свои выводы в журнале Britannia.

Строительная бригада, ремонтировавшая частный дом в английской деревне Грейт-Кастертон, наткнулась на древнюю могилу в 2015 году. Похороненный в канаве порабощенный мужчина носил тяжелые железные кандалы и замок на лодыжках.

Согласно заявлению MOLA, находка примечательна отчасти тем, что такие ограничители редко обнаруживают рядом с человеческими останками. Археологи ранее обнаружили жертв стихийных бедствий, чьи все еще закованные в кандалы тела остались непогребенными, но, похоже, это не относится к человеку из Грейт-Кастертон.

Исследования на радио-углерод, проведенные полицией Лестершира, показывают, что останки датируются периодом между 226 и 427 годами нашей эры. Чиннок сообщает, что мужчине, вероятно, было от 26 до 35 лет, когда он умер. Он вел тяжелый физический образ жизни, и у него была зажившая костная шпора, которая могла образоваться в результате удара или падения. Его точная причина смерти остается неизвестной.

Никаких доказательств наличия гроба не было найдено, отмечают исследователи, а «неудобная» поза скелета — умерший слегка покоится на правой стороне, а левая сторона и рука поднята вверх — предполагает, что его бросили в грязную канаву, а не погребли должным образом. Кладбище римской эпохи находилось чуть менее чем в 200 футах от этого места, поэтому это решение могло быть «сознательной попыткой отделить или отличить» порабощенного человека, отмечают исследователи. Более того, люди, похоронившие этого человека, похоже, изо всех сил старались пометить его как порабощенного даже после смерти.

«Для живых носителей кандалы были одновременно формой заключения и методом наказания, источником дискомфорта, боли и стигмы, которые могли оставить шрамы даже после того, как их сняли», — говорит Майкл Маршалл.

В интервью Independent археолог добавил, что не все порабощенные люди во времена Римской империи носили кандалы: вместо этого связывание конечностей использовалось как жестокое наказание за различные предполагаемые правонарушения, включая попытку побега.

«Я не могу избавиться от мысли, что кто-то пытался доказать свою точку зрения», — говорит Маршалл. «Будь то в пользу других людей, которые еще живы, говоря, что этот человек является рабом и останется рабом даже после смерти, или это должно было иметь какое-то магическое или религиозное измерение», — считает ученый.

Согласно заявлению исследователей, некоторые римские захоронения, найденные в Британии, содержали тяжелые железные кольца, которые были обернуты вокруг конечностей умершего. Эти предметы не функционировали как фактические ограничения, но, вероятно, были добавлены после смерти, чтобы отметить их владельцев как преступников или порабощенных людей. Горстка римских сочинений эпохи поздней античности намекают на веру в то, что железные кандалы могут помешать мертвым вернуться, чтобы преследовать живых. Такие узы, добавляет Маршалл, «могли использоваться для осуществления власти над мертвыми телами, а также над живыми, намекая на то, что некоторые из символических последствий заключения и рабства могут распространяться даже за пределы смерти».

В прошлом месяце археологи обнаружили еще одно свидетельство жестоких реалий римской Британии, объявив об обнаружении 52 древних скелетов в Кембриджшире, сообщает Дженни Гросс в интервью New York Times . 17 из них были обезглавлены где-то в конце третьего века нашей эры — вероятно, в наказание за преступления, пишут археологи Кембриджского университета. Отметки на двух телах указывают на то, что эти люди подверглись «крайнему насилию», включая удаление уха.

Крис Госден, археолог из Оксфордского университета, который не участвовал в исследовании, сообщает в интервью Times, что список преступлений, оправдывающих смерть в позднее-римский период, включал убийство, воровство, религиозные проступки и многие другие преступления. Он объясняет: «Любой намек на восстание против Римского государства был бы пресечен чрезвычайно жестоко».

Форумы