• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Египте повесили бывшего коптского монаха за убийство епископа Епифания в 2018 году

Его соучастника приговорили к пожизненному заключению

АЛЕКСАНДРИЯ. Бывший монах Коптской древневосточной христианской церкви Ваэль Саад (Wael Saad) был казнен через повешение 9 мая за ​​убийство в 2018 году епископа Епифания, настоятеля монастыря Святого Макария Великого, а пособника убийцы приговорили к пожизненному заключению, сообщает catholicnewsagency.

Брат Саада сообщил агентству Рейтер, что семья получила распоряжение забрать тело казненного из морга в Даманхоре, в 60 км к юго-востоку от Александрии, в тот же день. Раймонд Расми Мансур (Raymond Rasmi Mansour), коптский монах, признанный соучастником этого преступления, отправлен в камеру на пожизненное заключение. Первым решением суда он также был приговорен к смертной казни, однако затем апелляционный суд нашел веские основания для смягчения приговора.

Тело епископа Епифания было найдено в его собственной келье 29 июля 2018 года с колото-резаными ранами головы и спины. Ваэль Саад, в монашестве носивший имя Исайя аль-Макари (Isaiah al-Makary), был задержан по обвинению в убийстве епископа 11 августа 2018 года, и на следующий день сознался в убийстве. Саад также признался, что его сообщником был Мансур, в монашестве известный под именем Фалтаус аль-Макари (Faltaous al-Makary). Сразу после его задержания в августе 2018 года, Мансур предпринял попытку самоубийства. Саад был изгнан из монастыря 5 августа 2018 года за «непотребные деяния, несовместимые с правилами и требованиями монашеского устава и образа жизни». Священноначалие Коптской церкви сообщило, что решение об изгнании инока было принято незадолго до смерти епископа.

Убийство епископа обострило давнее нестроение в лоне Коптской церкви по вопросам монашества, экуменизма и назревших реформ, и в результате побудило патриархат Коптской церкви к изданию нескольких новых указов о монашестве. Тавадрос II (Tawadros II), коптский патриарх Александрийский, указал 1 августа 2018 года, что церковные монастыри временно прекращают прием новой братии. Он также лишил своим указом священства и монашеского статуса тех иноков, которые дерзнули основать новые монастыри без благословения патриархата. В дальнейшем запрещается основывать новые монастыри иначе как в порядке возрождения старых монастырей, причем таковые учреждения должны проводиться под опекой признанных монастырей. Патриарх также приказал монахам незамедлительно закрыть свои учетные записи в социальных сетях, и приостановил принятие послушников в монастыри и пострижение в монахи сроком натри года. Кроме того, введены серьезные ограничения на посещение сторонних мероприятий для монахов – они допускаются лишь по особым разрешениям священноначалия. Позже патриархат также объявил, что непризнанным монастырям дается месяц на подчинение духовной власти и надзору патриархата.

«Епископ Епифаний был высокопоставленным иерарахом в реформистском движении внутри Коптской церкви, – говорит Самуэль Тадрос (Samuel Tadros), старший научный сотрудник Гудзоновского института, в интервью New York Times, – и это движение пользуется благосклонностью Тавадроса II. Назначение Епифания на высокий пост в мае с задачей укрепления связей с Католической церковью было воспринято многими как признак того, что консерваторы отодвигаются на второй план».

Папа Франциск посетил Египет в 2017 году и подписал совместное заявление с патриархом Феодором о взаимном признании церковных крещений. Ранее Коптская древневосточная церковь не признавала католическое крещение и крестила новообращенных католиков заново. Консервативное крыло в Коптской церкви противится подобным реформам при патриархе Феодоре II. По сообщению Энджи Магди (Engy Magdy) из католической епархии Бруклина «Скрижаль», эти консерваторы связаны с Шенудой III, предшественником Тавадроса на посту коптского патриарха.

Раскол возник из-за несогласий Шенуды с отцом Маттой Эль Мескином (Matta El Meskeen). В 1969 году патриарх Кирилл VI поручил отцу Матте возродить монашескую жизнь в монастыре Святого Макария Великого в духе обновленной духовности, открытости духовным исканиям других христианских Церквей и возрождения. Ранее Шенуда был верным учеником отца Матты, но вступил в конфликт с духовным наставником после своего избрания патриархом Александрийским в 1971 году. Шенуда ограничивал отца Матту в монастырском служении и не благословлял чтение его книг, как утверждается в статье Мины Табеты (Mina Thabet) в издании Middle East Eye.

Именно в то непростое время церковного разлада, в 1984 году, Епифаний вошел в монашескую общину Святого Макария Великого, был пострижен в монахи и стал верным учеником отца Матты. Монастырь Святого Макария долгое время сохранял независимость от Коптской иерархии, однако патриарх Шенуда все же утвердил над ним власть церкви в 2009 году и назначил в монастырь около 70 консервативных монахов, в том числе Саада и Мансура. Через год после смерти Шенуды в 2012 году, отец Епифаний был избран настоятелем монастыря Святого Макария Великого и рукоположен в епископы.

 

Форумы