Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Авксентию (Абражею), епископу Несвижскому, викарию Патриаршего экзарха всея Беларуси

21 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, за Литургией в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского, викария Патриаршего экзарха всея Беларуси. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Авксентия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Авксентию (Абражею), епископу Несвижскому, викарию Патриаршего экзарха всея Беларуси

21 апреля 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, за Литургией в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского, викария Патриаршего экзарха всея Беларуси. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Авксентия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Авксентий!

Ныне в Таинстве архиерейской хиротонии ты сподобился принять благодать Святого Духа, соделавшую тебя апостольским преемником. Воздай же благодарение Богу за неизреченный дар Его (2 Кор. 9:15) и внемли моим словам, которые по традиции мне как Патриарху, который возглавлял сегодня твою архиерейскую хиротонию, надлежит обратить к тебе, новопоставленному епископу Церкви Христовой. И да запечатлеется в памяти твоей, но более всего на скрижалях сердца твоего всё то, что ты сегодня пережил, и всё то, что ты сейчас услышишь. Надеюсь, что памятование об этом особо значимом в твоей жизни событии, а также и мои наставления будут помогать тебе со тщанием и любовью исполнять возложенное на тебя послушание.

Совершая служение, помни об архиерейском призвании, равно как и о доверии, которое Мать-Церковь тебе оказала; помни и о присяге, которую ты сегодня принародно дал не только Священноначалию, но и Самому Богу; помни о высочайшей мере ответственности за души людей, вверенных твоему попечению.

С этого дня ты выходишь на весьма важное делание, которое сопряжено с большими трудами и многими доселе неизвестными тебе заботами. Не слава и почести — они скоропреходящи и иногда на их место приходят незаслуженные обиды и поношения, — и, конечно, не отдых и покой ждут тебя впереди, но каждодневная работа ума, напряжение сил, концентрация воли и чувств, сердечная боль и переживания за тех наших современников, кто еще блуждает во мраке неведения, кто прельщен соблазнами и стихиями мира сего, кто уранен грехами, кто не встал на путь покаяния и исправления жизни, кто не обратился к Богу и не обрел покой мятущейся душе своей. А таких тысячи и тысячи и тысячи, и всё это наша паства, даже и в тех случаях, когда они сами паствой себя не считают. Ответственны мы пред народом своим и пред Господом за спасение душ человеческих.

За всё совершаемое тобой ты будешь нести личную ответственность, причем не только перед Патриархом, Синодом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Преосвященным Вениамином, викарием которого тебе надлежит быть, но и, прежде всего, перед Великим Архиереем и Пастыреначальником — Господом и Спасителем нашим. Хочу подчеркнуть: спрос тебя ждет строгий и нелицеприятный и в сем веке, и в будущем. Посему с первого дня возьми себе за правило каждое дело исполнять с максимальной самоотдачей и неизменным желанием приносить пользу Церкви. Я уже не раз приводил такой пример из жизни. Большинство людей сейчас водит автомобили и знает: слегка нажал на акселератор, и машина идет. Можно успокоиться — едет же. Но архиерей должен педаль выжимать до пола. Прилагать все силы — и свои, и всех тех, кто вместе с тобой, — потому что это не движение к славе и чести, ради своих личных интересов, но служение Самому Богу.

Сегодня ты получил от Бога великий дар, и дан он тебе, равно как и всем нам, священнослужителям, не за какие-то особые заслуги, ибо, как свидетельствует святитель Василий Великий, мы, грешные и недостойные рабы Господни, сподобльшиися служити святому жертвеннику не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земли, но ради милости и щедрот Его, которые Он излиял богатно на ны, дерзающе приближаемся святому жертвеннику (см. последование Литургии Василия Великого). Запомни эти слова и никогда не превозносись, не кичись своим положением, но , пребывая в смирении и послушании у Священноначалия, старайся усердно и плодотворно трудиться на всяком месте служения.

Если ты спросишь, как этого достичь, отвечу тебе словами апостола Павла, который призывает нас, христиан, всё делать от души, как для Господа, а не для человеков (Кол. 3:23). Надеюсь, что труд этот будет тебе не в тягость, а в радость. И чтобы было так, нужно не на словах, а на деле возлюбить Бога всем сердцем и всею душою и всем разумением своим (Мф. 22:37). А ведь Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Мы молимся Ему, но по-настоящему ли мы Его любим, понять очень тяжело. Как же познается наша любовь к Богу? А она познается любовью к другим людям. Потому что заповедано: возлюби благолепие дома Его и место славы Его (см. Пс. 25:8), то есть Святую Церковь; возлюби людей, и не только тех, кто благополучен и приятен, кто воцерковлен и послушен, но и тех, в ком порою трудно даже образ Божий разглядеть, настолько он замутнен пагубными последствиями грехов и страстей.

В соответствии с решением Священного Синода тебе предстоит совершать архипастырское служение в родной для тебя Белоруссии, в стране, которая близка России не только географически, но, прежде всего, духовно, исторически и культурно. Наши народы связывают крепкие узы дружбы, единство в вере, приверженность традиционным нравственным ценностям. Весьма важно, несмотря на все попытки злонамеренных сил, бережно хранить это многовековое наследие, завещанное нам нашими достославными предшественниками. И именно Церковь неустанно укрепляет такое единство, воспитывая людей в духе евангельской любви и милосердия, призывая их к сплоченности и доброделанию.

Послушай, что пишет великий учитель и святитель Иоанн Златоуст: «Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия… Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово "экклесия", "Церковь", то есть собрание» (Беседы на Первое послание к Коринфянам, 1.1 и 27.3). Призываю тебя всегда помнить об этом замечательном наставлении и делать всё возможное для укрепления церковного единства, для созидания мира и согласия в обществе.

С терпением и упованием на всесильное действие Божественной благодати проходи предлежащее тебе поприще: совершай служение с любовью и благоговением; возвещай евангельскую истинус вдохновением; призывай наших современников к устроению жизни на незыблемом фундаменте Православия и тех ценностей, которые принадлежат нашей вере и которые мы, чтобы вписаться в контекст светского государства, называем традиционными; поддерживай слабых в вере, утешай малодушных, примиряй враждующих, помогай нуждающимся. Вот когда в глазах таких людей — несчастных и страждущих, нравственно больных и духовно обездоленных — ты увидишь проблески надежды, когда их образ жизни мало-помалу начнет меняться к лучшему, это и будет свидетельством того, что трудился ты не напрасно, и это будет для тебя самой большой наградой.

И да поможет тебе Всесильный Бог надлежащим образом исполнить всё повеленное (Лк. 17:10), дабы по завершении земного поприща ты сподобился принять великую мзду, которая уготована пострадавшим за проповедь Евангелия (Чинопоследование архиерейской хиротонии), о чем мы и просили сегодня Господа и Спасителя нашего во время совершения Таинства архиерейской хиротонии.

Теперь же, со смирением склонив главу пред Царем царствующих и Господом господствующих, прими сей жезл и преподай благословение окрест стоящим людям, ныне вместе с нами молящимся о ниспослании тебе обильных даров Святого Духа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние публикации раздела
Форумы