Патриаршая проповедь после Литургии в храме благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских г. Новороссийска

25 июня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.
Патриаршая проповедь после Литургии в храме благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских г. Новороссийска

25 июня 2022 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении содержатся такие слова: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Если вдуматься в эту фразу — не автоматически воспринять, а попытаться самому себе растолковать, что она означает, — сразу возникает очень много вопросов. Не судите? Но ведь институция суда присутствует в роде человеческом с самого начала существования человеческой цивилизации! Суд — это непременное условие восстановления справедливости в отношениях между людьми; ради этого суд и был учрежден еще на заре, как я уже сказал, человеческой истории. Почему же Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не смели судить других? Более того, говорит еще и о наказании: если судите другого, то и сами будете судимы, и не только на Страшном Суде, но и в каких-то иных жизненных обстоятельствах. Почему так? Да потому, что суд, который мы с вами нередко творим над ближним и который в обиходе называется осуждением, меньше всего связан с поиском справедливости. Иногда так бывает, но чаще всего это поиск той справедливости, которая кажется справедливостью нам самим. Мы сами на этом суде определяем, что хорошо, а что плохо; мы не ссылаемся ни на Божественный закон, ни на законы государства, а просто говорим «он мерзавец», и всё тут, вот наш суд и свершился, а если так, то не буду иметь с этим человеком никакого дела.

Так вот, подобный суд является грехом, потому что от нас сокрыто то, что происходит в сознании и душе другого человека. Нам кажется, что он плохой, а на самом деле он может быть очень хорошим, только хорошей стороны его жизни мы не знаем, она от нас сокрыта, потому что человек не делает добрые дела напоказ. В своей жизни мне приходилось встречаться с удивительно добрыми людьми, которые внешне не были похожи на добрых, — они нечасто улыбались, не были очень компанейскими, но как много добрых дел они творили! Среди них героические люди, представляющие нашу медицину, которые не считаются ни со временем, ни со своим здоровьем, которые часами стоят у операционного стола, но никогда не выпячивают свою добродетель, — о ней знает лишь узкий круг людей. Попробуйте осудить такого человека — да тут же Бог и накажет! Не судите, да не судимы будете. Поскольку нам неведомы сокровенные стороны человеческой личности, то судить — это грех. А уж если кто-то вас очень раздосадовал, скажите так: предаю тебя суду Божию. Я тебя не сужу, но мне кажется, что ты сделал что-то очень плохое, и пусть Господь тебя судит.

Сказанное, конечно, не относится к суду как очень важной институции общества и государства. Но ведь и в судебном производстве, которому все призваны доверять, часто бывают ошибки, а нередко совершается страшный грех, когда за деньги или по звонку неких властных и могущественных людей суд принимает несправедливое решение, и страдает невинный человек… Даже представить себе трудно, как такой судья предстанет пред судом Божиим, если он погубил кого-то не по справедливости, не по закону, а в силу иных привходящих обстоятельств. Равно как и те, кто повлиял на судью, чтобы он совершил несправедливый суд, — даже страшно представить, как они предстанут пред судом Божиим.

Господь милостив, Он простирает Свою милость и Свое прощение на всех; но для того чтобы обрести это прощение, мы должны, во-первых, осознать свою греховность и сказать: «Я виноват, я неправильно судил» или «Я неправильно поступил, прости меня, Господи». Это первый шаг на пути избавления от последствий греха. А второй шаг — очень тяжелый, но тоже необходимый — попросить прощения у того, кого несправедливо обидел. И если будем жить по такому Божиему закону, то первое, что у нас быстро нормализуется, — это семейная жизнь. Ведь бывает, что люди живут вместе, иногда в достаточно стесненных условиях, да и привходящие обстоятельства не всегда благоприятные, — а потом нервы не выдерживают, начинаются ссоры, которые перерастают в семейную драму, и если люди вовремя не останавливаются, то семьи распадаются. Это, конечно, большой грех и большое преступление пред Господом. Поэтому всякий, кто сам совершил суд над ближним своим, в результате чего произошло нечто греховное и опасное, должен помнить, что это тяжелый грех, в котором нужно каяться и, осознавая его, никогда больше к нему не возвращаться.

Сегодня мы освятили этот Божий храм, и я хотел бы выразить сердечную благодарность владыке Феогносту, правящему архиерею, отцу настоятелю, приходскому активу и всем добрым людям, которые помогали возводить этот замечательный храм Божий в таком прекрасном месте. И то, что я сегодня упал, ничего не значит, — просто пол прекрасный. В него смотреться можно, такой он блестящий и гладкий, но когда на него падает вода, даже святая, работают законы физики. Поэтому я сегодня так неудачно прокатился по этому прекрасному полу, но, по милости Божией, без всяких последствий. Зато все вы запомните сегодняшний день, как и я его запомню — с радостью, с благодарением ко всем вам за то, что вашими трудами, вашими молитвами, вашими пожертвованиями был построен этот замечательный храм. Еще раз большая благодарность владыке Феогносту, который много потрудился, чтобы эта святыня была здесь воздвигнута; еще и еще раз благодарю всех жертвователей и всех тех, кто здесь трудился.

Пусть храм в честь святых праведных Петра и Февронии, покровителей брака, всегда остается тем местом, где молодые люди, вступающие в совместную жизнь, молились бы пред лицом Божиим и получали благословение через таинство Брака. И помнили: если когда-нибудь в жизни что-то заискрит, то этот храм для них — купель, в которой родился их брак, и сюда, может быть, нужно прийти, помолиться, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин, и милостью Божией напряжение, возникшее в семье, пройдет. Хотелось бы надеяться, что человек с искренней верой в душе способен сам, без всяких третейских судей, излечивать семейные конфликты и возникающую иногда между самыми близкими людьми неприязнь.

Молитвами святых Петра и Февронии да хранит Господь брак честен, в который вступают люди, брак тех, кто уже долгие годы живет семейной жизнью. Да помогут святые Петр и Феврония своими молитвами пред лицом Божиим находить и соединять два любящих сердца и хранить любовь до самого последнего издыхания. Хотел бы в память о замечательном сегодняшнем событии преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Она называется так потому, что молящийся перед иконой сей с верой глубокой и надеждой получает скорую помощь в том случае, если грех не становится преградой между молящимся и Богом. Дай Бог, чтобы именно так развивалась наша церковная жизнь, а также христианская жизнь каждого православного человека, каждого члена нашей Матери Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние публикации раздела
Форумы