174. ИННОКЕНТИЙ III

Римские Папы. Список



174. ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Родился в Ананьи. Был назначен своим дядей Климентом III кардиналом-настоятелем церкви св. Сергия. Получил основательное философско-теологическое образование в Париже и юридическое — в Болонье. Написал морально-аскетический трактат под названием «О ничтожности человеческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради денег на любую сделку. Используя ослабление Германской империи, Иннокентий III сумел подчинить себе не только епископат, но и светских владык. Он стал сувереном значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии и Англии, владыки Сербии и Болгарии признали ленную зависимость от него и платили ему большую дань. Другие государства платили Грош св. Петра и мирились с вмешательством папы в их государственные дела. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокентий III. Ему помогал прекрасно организованный административный и фискальный аппарат. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. В период его правления была разгромлена оппозиция альбигойцев (еретиков, действовавших на юге Франции), организован четвертый крестовый поход, в Византии создана Латинская империя, открыты университеты в Париже и Оксфорде; появились новые монашеские ордена, так называемые нищенствующие (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика), которые открыли новую эру в средневековом христианстве. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы. Подчиненное папству благодаря францисканцам «движение бедных» нейтрализовало угрозу со стороны общественно-религиозных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические планы папского универсализма в программе Иннокентия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы Григория VII, которая исходила из того, что всему христианскому обществу необходимо навязать посредничество иерархии, подчиненной папской власти. За год до смерти Иннокентия III в Латеране был созван величайший собор средневековья — IV Латеранский собор (1215 г.). Было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктрины, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами — еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморализм духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. В доктринальной области собор сформулировал в духе средневековой схоластики теологические аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто). Иннокентий III умер в Перудже во время одной из своих «апостольских» поездок. Тело его, облаченное в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнаженные останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром. В первые годы понтификата Иннокентия III в Италии действовал пользовавшийся огромной популярностью отшельник и народный проповедник, мистик и ясновидец Иоахим Флорский (ум. в 1202 г.). Он предрекал наступление новой эры святого духа, в которой власть будет принадлежать монахам, наступит период полной свободы духа и социальной справедливости, опирающейся на евангельские принципы. Иоахимизм способствовал появлению элементов оппозиции, которая осуждала эксплуатацию со стороны духовенства и папства.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.

Ссылки по теме
Форумы