Димитриев Прилуцкий монастырь


Спасо-Димитриев Прилуцкий монастырь


Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен.

Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.).

Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Со-гласно Минейной редакции Жития, святой завещал свои останки бросить в болото. После смерти основателя мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был по-гребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», воз-можно войско вел. кн. Василия Юрьевича Косого в 1435 г.

Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1446 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича, кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет мон-рь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Грамотой 1474/75 г. кн. Андрей заменил дань с вологодских владений мон-ря оброком (5 р.).

В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Се-вера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «бы-ло поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней (Верюжский. Во-логодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоан-нович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская, и «милостыню велию давал и потеше-ние» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кирилло-Белозерского мон-ря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34 и 1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в мон-ре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Ус-тавную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием, в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном постав-лении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря. В акте Со-бора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице Патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настояте-лей главных мон-рей; по Соборному Уложению 1649 г.- 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнеж-ской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст.

Д. м. пострадал в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного про-тив самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 чело-век конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» (Стани-славский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царе-вича Арсалана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Во-логды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. близ Можайска среди др. свя-щеннослужителей игум. Кирилл встречал возвращавшегося из плена Ф. Н. Романова (см.: Филарет (Романов), Патриарх Московский).

В 1724 г. к Д. м. было приписано 6 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь, Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри, Рябинина Казанская и Алек-сандрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к 2-му классу; в степени вологодских мон-рей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных оби-телей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. цен-ности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Ново-спасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского мон-рей и нек-рых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I. По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова), со-стояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетель-ствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители».

Храмы и другие строения. До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были де-ревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. № 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. № 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых по-жарах в обители и монастырских вотчинах.

Каменное строительство началось в 30-40-х гг. XVI в.- возобновилось храмоз-дательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, к-рые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществля-лось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилло-Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре, со-бор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре.

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемило-стивого Спаса был возведен на месте деревянной церкви. Для завершения строи-тельства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, сли-тые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава зна-чительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карни-зами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками рос-товских мастеров в Кирилло-Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоко-ля. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г. у большой гла-вы яблоко было золоченое. Собор окружали с 3 сторон 2-этажные галереи, перестро-енные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и риз-ничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря и перестроен-ная в 1759 г.

В боковых апсидах в верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Яро-славской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. со-бор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком). К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).


Собор Спасо-Димитриева Прилуцкого монастыря


9 окт. 1642 г. еп. Вологодский и Великопермский Варлаам в подклети Спасского собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Вероятно, в нач. XVIII в. глав-ный престол церкви был освящен в честь преподобных Димитрия и Игнатия При-луцких; устроены престолы в отделениях алтаря и папертях: в южных - во имя прп. Сергия Радонежского (возможно, в кон. XVII в.) и Сретения Господня (в 1786), в се-верных - Богоявления (в 1788) и Успения св. Анны (в 1831). К 1886 г. все храмы в нижнем этаже были обновлены и украшены на средства московского купца Н. В. Немирова-Колодкина.

Согласно Описным книгам 1637 и 1654 гг., на стене зап. паперти собора имелись стенные росписи с изображениями из Апокалипсиса и горы Св. Афон; около церков-ных дверей справа, слева и вверху были помещены изображения Пресв. Богородицы, арх. Михаила, святителей Московских Ионы, Филиппа, прп. Димитрия Прилуцкого, Господа Вседержителя, Эммануила, апостолов Петра и Павла, Креста Господня. В юж. паперти располагался престол во имя святых Платона и Романа (с 1779); в се-верной - во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( с 1799).

Одновременно с собором у северо-зап. угла галереи была построена столпообраз-ная каменная колокольня с церковью во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В нач. XVIII в. верхняя часть колокольни была ра-зобрана, в то время как подклет и первый ярус, встроенные в сер. XVII в. в крытую паперть, сохранились. Между 1644-1656 гг. была построена еще одна колокольня с подклетом, ц. во имя св. Алексия, человека Божия, в 2 средних ярусах и открытым ярусом звона. В нач. 20-х гг. XVIII в.ее завершение было перестроено; фигурный ку-пол со шпилем относится к кон. XVIII в.

К юго-западу от Спасского собора расположен трапезный комплекс: в 1542-1544 гг. построена одностолпная трапезная палата; в 1545 г.- теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Храм не имеет апсиды, завершен 3 ярусами килевидных кокошников и барабаном с луковичной главой. Верхние ярусы кокошников не свя-заны с конструкцией сводов. Широкие орнаментальные пояса, состоящие из кир-пичного поребрика, балясин и прямоугольных ниш-впадин, располагаются под ко-кошниками, между лопаток, в верхней части барабана. Характерными профилиро-ванными цоколями оформлены уступы на уровне подклетов церкви и трапезной па-латы. В архитектуре Введенской ц. и трапезной Д. м. заметные общие черты с тра-пезной Благовещенской ц. и трапезной палатой Ферапонтова мон-ря. В подклетах обоих зданий в Д. м. располагались хозяйственные монастырские службы (хлебня, сторожня) и погреба. В Смутное время трапезная палата была сожжена, при восста-новлении, очевидно, разобрано крыльцо на сев. фасаде. В 1794-1799 гг. произведен ремонт всего трапезного комплекса; к 1812 г. стены и своды трапезной палаты «рас-писаны живописью» (не сохр.). В 1876 г. в трапезной Введенской ц. устроен придел во имя вмц. Варвары; к этому времени уже была сделана высокая апсида с вост. сто-роны Введенской ц.

Введенский храм соединен со Спасским собором каменным 2-ярусным закрытым переходом. Вскоре после возведения Введенской ц. была построена келарская пала-та, ок. 1675 г.- т. н. Белая палата, к 1717 г. сводчатые помещения палаты были пе-ределаны каменщиками подмонастырского с. Коровничьего под настоятельские ке-льи, в 1766 г. сделано каменное крыльцо.

С сев. стороны от Спасского собора находятся св. врата с надвратной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата и папертью, построенные в 1588 г. под рук. «церковного каменного дела мастера Тимофея». Церковь, освященная в 1590 г. архиеп. Вологод-ским и Великопермским Ионой (Думиным), имеет необычную 2-столпную конструк-цию, обусловленную, по мнению А. Л. Баталова, редукцией «4-столпного прототипа - ц. Иоанна Лествичника над св. воротами Кирилло-Белозерского мон-ря» (Бата-лов. С. 120). Храм завершен 2 ярусами килевидных кокошников, барабаном со шле-мовидной главой, орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. В сер. XVII в. над св. вратами на сев. и юж. фасадах имелись стенные росписи (не сохр.). После пожара в 1815 г. церковь была переосвящена в честь Вознесения Господня. В 1852-1853 гг. выполнена роспись внутри св. врат. К 1684 г. при ц. вмч. Феодора Стратилата имелась каменная часовня с колесными ча-сами и 9 колоколами, в 1729-1730 гг. перестроенная в одноярусную колокольню с шатровым завершением.

В 1830 г. к востоку от Введенской ц. на монастырском кладбище была построена ц.-усыпальница во имя вмц. Екатерины в стиле классицизма. В интерьере частично сохранилась живопись 1-й пол. XIX в., выполненная прилуцкими живописцами. В 1867 г. близ нее похоронен поэт К. Н. Батюшков.

Согласно переписным книгам, в XVII в. в Д. м. велось оживленное каменное строительство жилых и хозяйственных зданий, продолжавшееся до 30-х гг. XVIII в. К северу от собора к 1654 г. имелись 4 одноэтажные каменные кельи, построенные ярославскими каменщиками И. Сергеевым и Т. Ивановым, 2 двухэтажные казенные кельи, каменная больничная церковь, кельи для архиеп. Вологодского Симона. В 1712-1737 гг. и 1800-х гг. эти здания были перестроены в 2-этажный братско-настоятельский корпус. В его вост. части находилась больничная ц. во имя Трех свя-тителей (1721), перестроенная и освященная в 1846 г. во имя Всех святых. Здание братских погребов с сушилом было перестроено в 1718 г. в зимние настоятельские кельи, а в 1893 г. превращено в монастырскую гостиницу.

До 1645-1646 гг. ограда и башни были деревянными, за исключением св. врат и части сев. стены с башней. К 1656 г. при участии ярославских мастеров построены каменная стена длиной ок. 950 м и 4 башни. Вдоль зап. стены в ХIХ в. был устроен сад с большим прудом. К 1918 г. за его стенами находились каменные часовня при соединении дорог на Архангельск и Кириллов (1734), 2-этажный дом для богомоль-цев напротив св. врат (1746), деревянные хозяйственные постройки. В 1954-1990 гг. архитектурный ансамбль каменных храмов и строений мон-ря восстановлен; архи-текторы - Г. П. Белов, А. А. Асафов (НПО «Союзреставрация»).

В 60-х гг. XX в. в Д. м. была перевезена деревянная шатровая крестообразная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы из Александро-Куштского мон-ря (сер. XVI в.).

Святыни. В ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого в подклети Спасского собора под спудом почивают мощи преподобных Димитрия Прилуцкого, Игнатия Прилуц-кого (блгв. кн. Иоанна Андреевича Угличского) и св. блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского. Согласно Описной книге 1623 г., над мощами прп. Димитрия была ус-тановлена деревянная рака, обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позоло-ченной басмой. В 1882 г. над гробницами преподобных Димитрия и Игнатия устрое-ны медные литые сени. В 1896 г. над местом погребения кн. Димитрия Андреевича была устроена новая деревянная гробница с живописным изображением князя.

В Д. м. также хранились предметы, к-рые предание связывало с прп. Димитрием: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обви-тый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 133-134). В нижнем этаже собо-ра слева, близ алтаря, находилась «палатка», отмечающая место в храме моленной кельи прп. Димитрия. К 2007 г. рядом с гробницей прп. Димитрия находится копия 1996 г. особо почитаемой чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого с Житием работы Дионисия (подлинник в ВГИАХМЗ), часть вериг и игуменский посох прп. Димитрия, а также вериги прп. Игнатия Вологодского.

Напротив гробницы прп. Димитрия в XIX в. располагался киот с иконой Божией Матери «Страстная» (XVII в.; ВГИАХМЗ), к-рая в описях мон-ря ошибочно называ-лась келейной иконой основателя. Наиболее ранней из сохранившихся икон является каменная икона Божией Матери «Троеручица» (нач. XV в.; ВГИАХМЗ).В Д. м. по-читались иконы Божией Матери - «Корсунская», «Казанская» (XVII в.; ВГИАХМЗ) и «Скоропослушница» с частицами мощей, привезенная 17 янв. 1910 г. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона. К 2007 г. в Димитриевской ц. находится др. икона «Ско-ропослушница» работы афонских иконописцев 1889 г., перед к-рой каждую пятницу братия совершает молебен.

В Димитриевской ц. хранился т. н. Киликийский крест (1-я пол. XVI в.; в наст. время в ВГИАХМЗ), к-рый игум. Арсений носил в 1552 г. в Москву для моления пе-ред Казанским походом Иоанна IV Васильевича. Среди церковной утвари Д. м. вы-сокохудожественным уровнем исполнения отличаются литургические сосуды, водо-святная чаша работы нижегородских серебряников - вклад Нижегородского митр. Филарета († 1694) (потир и чаша находятся в ВГМЗ). Из убранства гробниц сохра-нились покровы, выполненные в московских мастерских: 1-й трети XVI в. и два (на раки преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких) сер. XVII в.- вклад боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). Замечательными произведениями церковного лице-вого шитья являются пелена «Свт. Николай Можайский» 60-х гг. XVI в., вероятно, работы мастерской Евфросинии Старицкой, литургические покровы 60-х гг. XVII в. из сольвычегодских строгановских мастерских (ВГИАХМЗ).

В Д. м. отмечался 3 июня праздник Сретения чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоан-ном III в Вологду образа прп. Димитрия в память о помощи святого рус. войскам и о явлении святого вел. князю во время похода на Казань 1487 г. Чудотворный образ был встречен горожанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (икона, присланная в Вологду, не сохр. В кон. XV или в нач. XVI в. художником круга прп. Дионисия Глушицкого был написан образ прп. Димитрия; ныне в ВГИ-АХМЗ). В память об этом событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; затем совершался молебен прп. Димитрию, и  крестный ход возвращался в Вологду. Празднование продолжалось 3 дня. По сообщению еп. Вологодского Из-раиля, «издревле» икону носили крестными ходами также по соседним с мон-рем селениям «по особенной просимости жителей вследствие данного ими обета в особо назначенные ими самими дни».

Библиотека с «утешительными для души обычными книгами», существовавшая в Д. м. уже при жизни прп. Димитрия, к кон. XVI в. насчитывала более 200 книг. В 80-е гг. XVI в. книгохранитель мон. Арсений Высокий составил «Указец» «слов» и Житий святых, читаемых ежедневно в храме и за трапезой. Он представляет интерес как один из первых библиографических трудов в Др. Руси; содержит сведения о формате, переплете, вкладчике или владельце рукописей. Среди них описан сб. Жи-тий святых 1512 г., принадлежавший блгв. кн. Димитрию Андреевичу Угличскому (к 2007 местонахождение рукописи неизв.). В 50-х гг. XVII в. б-ка насчитывала 407 книг; по данным «описной книги» 1675 г., среди 180 рукописей находилось 4 перга-менных сборника. М. П. Погодин, разбиравший в авг. 1841 г. монастырские древно-сти, нашел пергаменный рукописный сборник, содержащий Житие святых Бориса и Глеба, «прекрасный древний список жития Феодосия и прочих Печерских угодни-ков». По каталогу 1913 г. в б-ке значилось 805 книг, в т. ч. 35 рукописных. Рукопис-ные и старопечатные книги монастырской б-ки находятся в собраниях РГАДА, РГБ, ГИМа, РГИА, РНБ, ОПИ ВГИАХМЗ. Из пергаменных рукописей сохранились Про-лог кон. XIV - нач. ХV в. (РНБ), Триодь Постная 1-й четв. ХV в. (РГАДА), 2 сб. «Маргарит», переписанных иноком Миной в 1549 г. и дьяконом Лукой в 1567 г. (РГАДА). Настоятель Д. м. игум. Макарий (50-е -70-е гг. XV в.) составил Житие и службу прп. Димитрию Прилуцкому (ранний список 1494 г. в РНБ), инок Логгин - Житие прп. Игнатия Прилуцкого (ранний список XVI в.- в ОР РГБ). В 1728 г. ие-ром. Серафимом (Капустиным) была «писана уставом» служба преподобным Ди-митрию и Игнатию Прилуцким (местонахождение неизв.).


Спасо-Димитриев Прилуцкий монастырь


Настоятели и братия. Со времени основания Д. м. управляли игумены, с 1651 г.- архимандриты. Впервые игумен Д. м. упоминается в купчей грамоте 20-х гг. XV в. На Соборе 1589 г. об учреждении Патриаршества присутствовал игум. Галактион (Яковлев). Игум. Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царст-во Бориса Феодоровича Годунова, игум. Кирилл в 1613 г. подписал утвержденную грамоту на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1652 г. архим. Серапион (Ка-занец) был послан сопровождать Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь и участвовал в перенесении мощей свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецко-го мон-ря в Москву.

До 1740 г. настоятели Д. м. были 12-ми в списке настоятелей степенных мон-рей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и су-лок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафед-ральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными мон-рей центрального благочиния. В 1805-1867 гг. в Д. м. настоятельствовали рек-торы Вологодской ДС, в 1867-1876 гг.- епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. мон-рем временно управлял буд. архиеп. сщмч. Антоний (Быст-ров). Последние архимандриты Неофит (Следников), впосл. еп. Измаильский, и Ни-фонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1908 и 1917 гг.

Согласно Житию, при прп. Димитрии братия была многочисленной. Первые на-сельники собрались «отовсюду», в т. ч. из переславского во имя свт. Николая Чудо-творца мон-ря. Насельники Д. м. упоминаются в письме архим. нижегородского Пе-черского мон-ря (кон. XIV в.) священноиноку Пахомию. В 1522 г. в Д. м. принял по-стриг прп. Игнатий Вологодский (кн. Иоанн Андреевич Угличский), при игум. Афа-насии (1539-1546) - прп. Феодосий Тотемский. В Д. м. на покое жили митр. Сар-ский и Подонский Иона (Архангельский), архиеп. Вологодский и Белозерский Симон, погребены на монастырском кладбище. В 1654 г. в Д. м. проживали архимандрит, келарь, казначей, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 диакона, 31 «старец»-монах; мо-нахи жили также в монастырских селах и на соляных промыслах. В 1675 г. был 51 насельник (архимандрит, келарь, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 42 монаха), в 1693 г.- 66 насельников, в т. ч. «конюшенный», «житный», «хлебодар», «боль-ничный», «поваренный», «воротный». В период реформ Петра I кроме братии в мон-ре проживало до 20 отставных солдат. В 1727 г. в Д. м. было 65 насельников. В тече-ние 1-й пол. XVIII в. братия сократилась: с 52 чел. в 1735 г. до 37 в 1738 г. С 1764 г. Д. м. полагалось по штату до 17 монахов. В ХIХ-ХХ вв. в Д. м. подвизались 10-12 монашествующих, до 20 чел. послушников и «служителей», в 1895 г. было 9 насель-ников (архимандрит, 6 иеромонахов, иеродиакон, монах). По данным «Ведомости о средствах содержания Спасо-Прилуцкого монастыря за 1918 г.», в нем проживало 15 насельников (архим. Нифонт (Курсин), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 послушника и 4 послушника на испытании).

Земельные владения и материальное обеспечение. Уже при прп. Димитрии мон-рь владел земельными угодьями. В Житии упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, где монастырские работники (вероятно, нанятые мон-рем «дела-тели») выращивали хлеб. Владения Д. м. формировались за счет приобретений и вкладов, о чем свидетельствуют самые ранние грамоты на землю - купчая 20-х - нач. 50-х гг. XV в. на пустошь Сивцевскую в Оларевской слободке и грамота 1449 г. Демида Васильева на пустошь Кубцовскую в Городском стане (Рыков. Новые акты. С. 95-96, 105; АСЭИ. Т. 3. № 274). По данным окладной книги 1598 г., монастыр-скую вотчину составляли 6 сел и 61 деревня с 255 дворами. К нач. XVII в. владения Д. м. располагались в 9 волостях Вологодского, Тотемского уездов, а также в Радо-нежской вол. Московского у. (с. Яуртово). В ХVII в. Д. м. владел также 3 подворья-ми в Вологде и одним в Холмогорах. Поступления в мон-рь ржи, овса, пшеницы и ячменя вместе с остатками минувшего года в 1650/51 г. составили более 3700 пудов. К 1764 г. за мон-рем числилось 9 сел, 4 сельца и 88 деревень - всего 632 двора с 2819 жителями муж. пола.

Наряду с землями с 1-й пол. XV в. Д. м. владел и промысловыми угодьями. В 1471/72 гг.- 1475 г. кн. Андрей Васильевич Вологодский пожаловал грамоты на рыбные ловли, сенные покосы, лесные угодья на р. Сухоне в Комельской волости, оз. Лосте и р. Лосте в Лоскомской вол. и на приобретенные ранее деревни.

В XVI-ХVII вв. вел. князья и цари кроме пожалований земли предоставляли мон-рю различные льготы, к-рые способствовали развитию хозяйства. Большую роль в хозяйстве играли и соляные промыслы. По грамоте 1573/74 г. царя Иоанна IV Д. м. получил право на беспошлинную торговлю солью в Москве, Коломне и др. городах, к-рая в XVII в. составляла самую крупную часть его денежного дохода. Той же гра-мотой обители разрешалось беспошлинно приобретать 14 тыс. пудов соли в Холмо-горах, беспошлинно перевозить и продавать соль в Вологде, а на вырученные сред-ства приобретать запасы для мон-ря. Д. м. купил варницы в Тотьме, Сольвычегодске и на р. Уне. В 1568 г. царь Иоанн IV заменил оброком дани с монастырского подво-рья и варниц в Сольвычегодске; с этого времени Д. м. мог торговать и собственной солью. В 1661/62 г. в монастырскую казну поступило 17565 р.; из них 14071 р. от продажи соли. В ХVI-XVII вв. Д. м. имел подворья в Москве, Вологде, Холмогорах.

После 1764-1918 г. братия получала казенное содержание соответствующее 2-му классу мон-ря,- 1250 р. В XIX - нач. XX в. денежные доходы мон-ря (проценты банковского капитала, продажа свечей, вклады, кружечные сборы) составляли от 6 до 14 тыс. р. в год. Мон-рь владел 190 дес. 2130 саж. земли, занятой огородами, са-дами и сенокосом близ него, а также лесным участком и рыбной ловлей, к-рые сда-вал в аренду.

Согласно «Ведомости о средствах содержания Спасо-Прилуцкого монастыря» в 1912 г., кроме штатной суммы Д. м. имел церковных и кружечных доходов 4514 р. 40 к., по арендным статьям - 3005 р. 59 к., от крестных ходов - 330 р. 85 к., благо-творительных пожертвований наличными и билетами - 1803 р. 85 к.,- всего 9579 р., проценты от банковских капиталов - 1424 р.

1918-1990 гг. В 1918 г. по инициативе архим. Нифонта (Курсина) при Д. м. была организована церковная община из 795 окрестных жителей. В Спасском соборе Д. м. и часовне в с. Прилуки совершались богослужения, но в гостинице уже размещался склад имущества колонии малолетних преступников; в странноприимном доме была оборудована казарма для красноармейцев. В 1919-1923 гг. церковные ценности Д. м. были изъяты в Госфонд (самое большое количество серебра, только за один день бо-лее 2 пудов). В мае 1924 г. было принято решение о выселении братии в 2-недельный срок. Начавшееся закрытие мон-ря вызвало протест прихожан, нек-рые были арестованы и заключены в тюрьму. В авг. 1924 г. постановлением Вологодско-го губ. исполкома Д. м. был закрыт, договор с церковной общиной расторгнут, хра-мы опечатаны. В 1925-1926 гг. иконы и церковное имущество вместе с ключами от Спасского собора были переданы Вологодскому музею. Жилые помещения, хозяй-ственные  здания занял инвалидный дом. Во Введенской ц. после разборки купола оборудовали кино-клуб и разыгрывали спектакли. С фев. 1930 до нач. 1931 г. в по-мещениях Д. м. размещался пересыльный пункт для «спецпереселенцев» с Украины и Белоруссии, затем - интернат для беспризорных детей. В 1940-1970-х гг. в здани-ях мон-ря располагались склады Минобороны, с 1979 г.- филиал Вологодского об-ластного краеведческого музея.

1990-2007 гг. 29 авг. 1990 г. Вологодской епархии РПЦ были переданы кладовая палата и надвратная Вознесенская ц. с колокольней, в к-рой игум. Никитой (Третья-ковым) совершались богослужения. Решением Свящ. Синода РПЦ от 29 янв. 1991 г. Д. м. был возобновлен. 24 февр.1992 г., в день памяти прп. Димитрия Прилуцкого, РПЦ был возвращен весь комплекс мон-ря.

Наместниками обители были в 1991-1993 гг.- иеромон. Ефрем (Виноградов), в 1994-1996 гг.- иеромон. Галактион (Канторов), с 31 янв. 1996 г. игум. Дионисий (Воздвиженский). В авг. 1992 г. Д. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и возглавил торжество в честь 600-летия преставления прп. Димитрия Прилуцкого. 13-14 авг., на престольный праздник Всемилостивого Спаса, Патриарх совершил всенощное бдение и литургию в нижнем храме Спасского собора, крест-ный ход и молебен с водосвятием на р. Вологде.

К 2007 г. в Д. м. отремонтированы и освящены Спасский собор, храм прп. Димит-рия Прилуцкого с приделом прп. Сергия Радонежского, Вознесенская ц. Богослуже-ния совершаются ежедневно. В 2007 г. в Д. м. проживали 16 насельников (игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, 5 послушников). Д. м. имеет подворья при ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и при ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Покровское Сокольского р-на. Обители также приписан Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. В мон-ре располагается ставленническое отд-ние Вологодского правосл. духовного уч-ща. Ежегодно здесь проходят образова-тельные научно-практические Димитриевские чтения.

Архивные материалы: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 118; ГА Вологодской обл. Ф. 53. Д 113; Ф. 496. Д 771, 1261, 1682, 6803, 16480; Ф. 512. Д 40, 44, 206, 351, 986, 1177, 1319, 1327, 1352; ВГИАХМЗ. Ф. 3. № 1; Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 271. Оп. 2. № 271.

Источники: Мат-лы для истории Русской Церкви. Харьков, 1863. Т. 2. С. 51-77; Николь-ский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. письменности. СПб., 1907. № 19. С. 141-144; ПСРЛ. Т. 18. С. 163; Т. 37. С. 175, 181, 185; ААЭ. 1836. Т. 3. С. 17-19; Шляпкин И. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914; АСЭИ. 1964. Т. 3; Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в. // Зап. ОР ГБЛ. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105; Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исследования. Л., 1990. С. 25-53; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоука-затель. СПб., 2003. С. 80-83; Черкасова М. С. Вотчинные архивы вологодских мон-рей и церквей XV - нач. XVII вв. С. 1-5, 8, 13, 17-23, 31-35, 38, 41-42, 60, 70 (в пе-чати).

Литература: Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 364; Суворов Н. И. Церковь прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде. Вологда, 1884. С. 1-2; Савваи-тов П. И., Суворовы Н. И. и И. Н. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914; Прокофьева Л. С. Вотчинное хозяйство в ХVII в.: По мат-лам Спасо-Прилуцкого мон-ря. М.; Л., 1959. С. 9-10; Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Воло-гда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1969 (2 изд.). С. 101-126; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1978. С. 112-120; он же. Искусство книги в Древней Руси: Рук. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 124; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам мон-рей. Л., 1985. С. 173, 180, 191; Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII - нач. XX вв. Л., 1989. С. 305-306, 309; он же. Вологодская икона: Центры ху-дож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII в.: [Альбом]. М., 1995. С. 112-114; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 120-121, 150; Жучкова И. Л. Мат-лы Спасо-Прилуцкого мон-ря в фондах РГАДА (обзор) // Воло-гда. Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 634-643; Анишина А. П. Спасо-Прилуцкий Димитриев мон-рь // Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. СПб., 2005. С. 41-58; Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. М., 2006. С. 177-192.

А. П. Анишина

Ссылки по теме
Форумы